Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно-творческой деятельности
2013г.
Творчество становится действительностью благодаря деятельности. Включение в преобразующую деятельность является необходимым условием и способствует воспитанию в человеке субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, совершенствует умения и способности.
Существует множество определений личности. Однако в подавляющем большинстве из них по существу определяется не личность, а человек с его индивидуально-психологическими качествами.
В психологическом аспекте из множества определений нами избрана характеристика личности, данная А.Н.Леонтьевым. Эта многогранная характеристика личности в плане её системного рассмотрения позволяет обозначить содержащиеся в ней ориентиры, качества и свойства, которые могут стать основанием для последующего их формирования у реальных индивидов.
С.А. Сысоева даёт следующее формулировку: «Творческая личность – это креативная личность, которая в результате влияния внешних факторов приобрела необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностные образования, способности, которые влияют на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности».
Быть личностью означает не только обладать творческим потенциалом, но и постоянно проявлять её в деятельности. Деятельность это основная сфера проявления личности, её дарований, способностей, и один из главных факторов, определяющих её развитие. Отсутствие деятельности ведёт к снижению творческих возможностей, угасанию и разрушению личности, потере не только приобретённых способностей, но и врождённых наклонностей.
Проблема художественной деятельности, развития художественно-творческих возможностей наталкивается на противоречие между необходимостью творческого столкновения личности и условиями учебно-воспитательного процесса, ориентированного на всех. Тем самым большое значение приобретает сохранение индивидуальности каждого. Художественно-творческая деятельность на высоком уровне связана с созданием качественно нового, неповторимого, оригинального и уникального, что предполагает такой уровень развития творческих возможностей, чтобы человек мог моделировать новую реальность в соответствии с прогрессивными потребностями и возможностями, личными и общественными.
Важную роль в творческом развитии личности играет собственная художественно-творческая деятельность. В процессе создания и исполнения произведения искусства происходит глубокое проникновение в их строение, в природу искусства. Это развивает навыки восприятия и оценивания произведений искусства, формирование художественно-психологической установки. Художественно-творческая активность – это способ овладения законами искусства, выявления природной одарённости, развития специальных и общих способностей, существенных сил человека. В процессе художественного творчества познаётся сладость вдохновения, открывается интерес к созиданию, воспитывается целенаправленность характера и воли к достижению цели.
Комплексность в творческом развитии личности предполагает тесную взаимосвязь интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Все компоненты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на развитие творческих способностей, формирование активного отношения к окружающей реальности. Хороших результатов можно достичь лишь тогда, когда это будет главной задачей всех предметов и факультативов. «Именно комплекс разнообразных педагогических воздействий на различные грани человеческой психики обеспечивает разносторонность, гармоничность, целостность формирования личности». Анализ структуры творческих способностей, проведённый рядом отечественных и зарубежных исследователей (В.И.Андреев, Л.С. Выготский, В.О. Крутецкий, А.Н. Лук, А. Маслоу, Я.О. Пономарёв и др.) позволил выявить основные их компоненты. Согласно классификации В.И. Андреева эта структура имеет следующий вид:
1 компонент творческих способностей – это мотивационно - творческая активность и направленность личности.
Мотивационная сфера является «стартом», пусковым механизмом интеллектуальной деятельности. Психологи выделяют несколько уровней творческой мотивации поведения и основных потребностей личности. Мотивационная активность проявляется в заинтересованности творческой личности, чувстве удовлетворённости от своей деятельности, желания достигнуть новых высот и успехов, в инициативе и желании быть лидером. Важными элементами творческой направленности являются чувства обязанности и ответственности, стремления к самообразованию, самопознание и самовоспитание.
2 компонент – интеллектуально - логические свойства личности. К ним относят способность к аналитико-синтетической деятельности, к выполнению умственных операций сравнения, выделения главного, систематизации и классификации, индукции и дедукции, пояснения, абстрагирования, конкретизации и обобщения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.