3 компонент – интеллектуально - эвристические способности личности. К ним относятся основные интеллектуальные операции: выдвижение гипотез, генерирование оригинальных идей, фантазирование, ассоциативность мышления, независимость суждений, умения переносить знания и навыки в новые ситуации.
4 компонент – это мировоззренческие способности личности, которые способствуют успеху в учебно-творческой деятельности. Сюда входят мировоззренческие элементы, которые определяют направление работы исследователя. Этоуверенность личности в социальном значении творческой деятельности для научно-технического и общественного прогресса, методологический фундамент научных и эстетических достижений.
5 компонент – моральные качества личности, которые влияют на успешность творческой деятельности. К ним относятся в первую очередь честность, как интегративное моральное качество, которое включает в себя правдивость, принципиальность, верность взятым на себя обязательствам, субъективную уверенность в правильности своей позиции, искренность перед самим собой и другими людьми. Важное моральное качество – скромность, характеризует личность, которая относится ко всем людям с уважением, проявляет толерантность к чужим мнениям и одновременно критично оценивает собственные заслуги и недостатки.
6 компонент – способность личности к самоуправлению в процессе творческой деятельности, которая включает в себя:
целенаправленность, способность к планированию, способность к самореализации личности, способность к самоконтролю, способность личности объективно оценивать свои возможности, индивидуальные особенности и достижения. Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной.
7 компонент – коммуникативные качества личности. К ним относятся: способность овладевать передовым опытом других людей, быстро усваивать новые рациональные методы и приёмы творческой деятельности, способность к сотрудничеству, продуктивному общению и взаимопомощи в процессе коллективного решения творческих заданий, способность отстаивать свою точку зрения, способность успешно решать конфликтные ситуации в процессе коллективной творческой деятельности.
8 компонент – эстетические качества личности. Главным из них является способность руководствоваться в творческой деятельности принципами гармонии, красоты, симметрии, целостности.
9 компонент – индивидуальные особенности личности. К ним относятся: темп и стиль деятельности, которые зависят от темперамента личности, трудоспособность, как способность длительное время выполнять творческие задания.
На сегодняшний день существует много способов классификации творческой личности. Проблема творчества активно отражена в зарубежных исследованиях. Значительная часть зарубежных авторов рассматривает сущность творчества как многогранный процесс (Х. Битчер, Ф. Валлас, Е. Вернон, Г. Гильфорд, Р.Каттель, А. Кроунли, С. Роджерс, Е. Синнот и др.). Как показал анализ их концепций, многие авторы обращаются в своих исследованиях к структуре интеллектуальной модели творчества личности, разработанной Ван Гильфордом (1956 г.). Его модель выражается графически и представляет собой куб. В ней дано соотношение структурных компонентов личности: мотивации и темперамента, мышления и деятельности, рассматриваются общие факторы интеллектуальности и мотивационные факторы творческой деятельности – поведение, интересы и их соотношение. Представляет определённый интерес расшифрование основных процессов творческого мышления – синтезирования и анализирования. Подавая данную структуру Ван Гильфорд опирается на следующие параметры – операции, продукт и содержание творческого мышления.
Вследствие анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы можно сделать выводы: большинство авторов в определении педагогического творчества исходят из основной его цели – результата, т.е. обеспечения развития растущей становящейся личности. Даны различные классификации уровней педагогического творчества, которые могут быть использованы при выявлении возможностей педагогов осуществить творческую деятельность, введено понятие «творческости» личности как важнейшего признака субъекта творческой деятельности. Переход педагогической деятельности в творческую возможен при условии знаний учителем законов, закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса, а также технологии его осуществления.
Резюме. В статье анализируется проблема художественно-творческого развития личности, которая является частным аспектом обще-педагогической проблематики развития творческих способностей личности и опирается на методологические разработки в данной области. Ключевые слова: художественное творчество, развитие личности, педагогическая деятельность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.