Общие закономерности психического развития, Нормативное и ненормативное психическое развитие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Общие закономерности психического развития. Нормативное и ненормативное психическое развитие 

Понятие психического развития. Соотношение обучения и психического развития. Психическое развитие детей разных возрастных групп. Основные новообразования. Возрастные кризисы психического развития. Нормативное и ненормативное психическое развитие. Дизонтогенез. Понятие психологического диагноза. Прогноз развития (по Л. С. Выготскому), условно-вариантный прогноз развития ребенка (по Л. А. Венгеру).

Тема 2. Коррекционно-развивающая работа как вид психологической помощи

Психологическая помощь: понятие, виды, стратегии. Коррекционно-развивающая работа как вид психологической помощи. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Нормативность психического развития и организация обучения. Зона ближайшего развития как ориентир для коррекционно-развивающей работы. Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы. Реабилитация и абилитация. Понятие о коррекции. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу. Позитивный зарубежный и отечественный опыт коррекционно-развивающей работы с детьми.

Тема 3. Принципы, виды и формы коррекционно-развивающей работы

Принципы коррекционно-развивающей работы. Виды коррекционной работы: психокоррекция, деятельностная терапия, психотерапия, лечебная педагогика. Формы организации коррекции:  лекционно-просветительская, консультативно-рекомендательная, собственно коррекционная.

Тема 4.  Составление коррекционно-развивающих программ и оценка их эффективности

Стратегии организации коррекционной работы: поддерживающая (периодическая и постоянная), развивающая, упреждающая (профилактическая).

Структура коррекционно-развивающей  программы. Основные ошибки, допускаемые при составлении коррекционно-развивающих программ. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы: ориентировочный, этап актуализации и объективации  типичных трудностей, конструктивно-формирующий, обобщающе-закрепляющий. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу. Оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.

Тема 5. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Эффективность раннего вмешательства. Развивающие занятия и тренинги  для детей дошкольного возраста. Игротерапия в дошкольном возрасте. Специфика игровых методов при коррекционной работе с «проблемными» дошкольниками.

Тема 6.  Коррекционно-развивающая работа по подготовке детей к школе

Понятие «школьной зрелости». Диагностика готовности детей к школьному обучению. Организация групп развития для детей с недостаточным уровнем готовности к школьному обучению. Понятие о школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе как профилактика школьной дезадаптации. Игровые методы подготовки детей к школе.

Тема 7. Организация коррекционно- развивающей работы с детьми младшего школьного возраста   

Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками при нарушениях познавательной деятельности; коррекция отклонений в поведении детей (трудности в установлении контактов с одноклассниками, учителем и др.). Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. Использование методик в соответствии с характером отклонений. Привлечение к коррекционно-развивающей  работе педагогов и родителей.

Тема 8. Модель коррекционно-развивающей работы с социально и педагогически запущенными детьми

Понятие о социально-педагогической запущенности ребенка. Гиперобособление как основной механизм формирования социально-педагогической запущенности. Критерии социально-педагогической запущенности. Особенности личности, общения и учебной деятельности социально и педагогически запущенных школьников. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей. Система психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности школьников (по Р.В. Овчаровой).

Тема 9.  Коррекционно-развивающая работа с подростками и педагогами

Специфика консультирования и коррекционно-развивающей работы с подростками. Организация групповых занятий с подростками. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Коррекционно-развивающие игры для подростков и старших школьников. Необходимость коррекционно-развивающей работы с педагогами. Психотехнические игры для учителей

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие /  М.К. Акимова,  В.Т. Козлова.–М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160с.

2.  Борисенко, М.Г. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста / , М.Г. Борисенко, О.Е Камышникова , Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская.– СПб.: «Паритет», 2002.- 64 с.

3.  Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.-237с.

4.  Дружно играем – себя развиваем: развивающие занятия и тренинги для детей 3–6 лет: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ [ сост. М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова]. –Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.-134[2]с.

5.  Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

6.  Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук.—Спб.: Речь, 2004.-400с.

7.  Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова –М.: «Сфера», 1996.- 240с.

8.  Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова -–М.: Сфера, 2002.-510с.

9.  Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. САмоукина –М.: Новая школа, 1995.-144с.

10. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов / И.А. Фурманов, , А.А. Аладьин, Н.В.  Фурманова. – Мн.: «Тесей», 1999. – 224 с.

11. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / О.В.  Хухлаева.– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Андрущенко, Т.Ю Коррекция психического развития младших школьников на начальном этапе обучения  / Т.Ю. Андрущенко., Н.В.  Карабекова // Вопросы психологии. -1993. -№1. -С. 47-53.

2.  Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников  / О.В. Белановская.—Мн., 2004

3.  Валитова, И.Е. Психология развития детей дошкольного возраста / И.Е. Валитова. –Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.-160с.

4.  Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.С. Харина.—Мн.: НИО, 1999.- 154с.

5.  Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева.—М., Воронеж, 2002

6.  Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников. Глава 6. Коррекционно-развивающая работа воспитателя Ф.И. Иващенко.—Мн.: Университетское, 1996.- с.89-107.

7.  Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.—СПб.: Речь, 2005.- 136с.

8.  Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Овчинникова Т.Н..- М., Екатеринбург, 2000

9.  Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова.- М., 2000

10. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В. Останкова. –Волгоград: Учитель, 2007.-130с.

11. Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В. Хухлаева.—М.: Совершенство, 1998.-80с.

12. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева.—М., 2001

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.  Понятие психического развития. Соотношение обучения и психического развития.

2.  Нормативное и ненормативное психическое развитие. Дизонтогенез.

3.  Понятие психологического диагноза. Прогноз развития (по Л. С. Выготскому), условно-вариантный прогноз развития ребенка.

4.  Психологическая помощь: понятие, виды, стратегии.

5.  Коррекционно-развивающая работа как вид психологической помощи. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

6.  Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.

7.  Понятие о коррекции. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу.

8.  Позитивный зарубежный и отечественный опыт коррекционно-развивающей работы с детьми.

9.  Принципы коррекционно- развивающей работы.

10. Виды коррекционной работы: психокоррекция, деятельностная терапия, психотерапия, лечебная педагогика.

11. Структура коррекционно-развивающей  программы. Основные ошибки, допускаемые при составлении коррекционно-развивающих программ.

12. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу. Оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.

13. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Эффективность раннего вмешательства.

14. Понятие «школьной зрелости». Организация групп развития для детей с недостаточным уровнем готовности к школьному обучению.

15. Подготовка детей к школе как профилактика школьной дезадаптации. Игровые методы подготовки детей к школе.

16. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками при нарушениях познавательной деятельности.

17. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми.

18. Понятие о социально-педагогической запущенности ребенка. Гиперобособление как основной механизм формирования социально-педагогической запущенности.

19. Система психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности школьников (по Р.В. Овчаровой).

20. Специфика консультирования и коррекционно-развивающей работы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0