СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Общие закономерности психического развития. Нормативное и ненормативное психическое развитие
Понятие психического развития. Соотношение обучения и психического развития. Психическое развитие детей разных возрастных групп. Основные новообразования. Возрастные кризисы психического развития. Нормативное и ненормативное психическое развитие. Дизонтогенез. Понятие психологического диагноза. Прогноз развития (по Л. С. Выготскому), условно-вариантный прогноз развития ребенка (по Л. А. Венгеру).
Тема 2. Коррекционно-развивающая работа как вид психологической помощи
Психологическая помощь: понятие, виды, стратегии. Коррекционно-развивающая работа как вид психологической помощи. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Нормативность психического развития и организация обучения. Зона ближайшего развития как ориентир для коррекционно-развивающей работы. Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы. Реабилитация и абилитация. Понятие о коррекции. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу. Позитивный зарубежный и отечественный опыт коррекционно-развивающей работы с детьми.
Тема 3. Принципы, виды и формы коррекционно-развивающей работы
Принципы коррекционно-развивающей работы. Виды коррекционной работы: психокоррекция, деятельностная терапия, психотерапия, лечебная педагогика. Формы организации коррекции: лекционно-просветительская, консультативно-рекомендательная, собственно коррекционная.
Тема 4. Составление коррекционно-развивающих программ и оценка их эффективности
Стратегии организации коррекционной работы: поддерживающая (периодическая и постоянная), развивающая, упреждающая (профилактическая).
Структура коррекционно-развивающей программы. Основные ошибки, допускаемые при составлении коррекционно-развивающих программ. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы: ориентировочный, этап актуализации и объективации типичных трудностей, конструктивно-формирующий, обобщающе-закрепляющий. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу. Оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.
Тема 5. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Эффективность раннего вмешательства. Развивающие занятия и тренинги для детей дошкольного возраста. Игротерапия в дошкольном возрасте. Специфика игровых методов при коррекционной работе с «проблемными» дошкольниками.
Тема 6. Коррекционно-развивающая работа по подготовке детей к школе
Понятие «школьной зрелости». Диагностика готовности детей к школьному обучению. Организация групп развития для детей с недостаточным уровнем готовности к школьному обучению. Понятие о школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе как профилактика школьной дезадаптации. Игровые методы подготовки детей к школе.
Тема 7. Организация коррекционно- развивающей работы с детьми младшего школьного возраста
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками при нарушениях познавательной деятельности; коррекция отклонений в поведении детей (трудности в установлении контактов с одноклассниками, учителем и др.). Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. Использование методик в соответствии с характером отклонений. Привлечение к коррекционно-развивающей работе педагогов и родителей.
Тема 8. Модель коррекционно-развивающей работы с социально и педагогически запущенными детьми
Понятие о социально-педагогической запущенности ребенка. Гиперобособление как основной механизм формирования социально-педагогической запущенности. Критерии социально-педагогической запущенности. Особенности личности, общения и учебной деятельности социально и педагогически запущенных школьников. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей. Система психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности школьников (по Р.В. Овчаровой).
Тема 9. Коррекционно-развивающая работа с подростками и педагогами
Специфика консультирования и коррекционно-развивающей работы с подростками. Организация групповых занятий с подростками. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Коррекционно-развивающие игры для подростков и старших школьников. Необходимость коррекционно-развивающей работы с педагогами. Психотехнические игры для учителей
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова.–М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160с.
2. Борисенко, М.Г. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста / , М.Г. Борисенко, О.Е Камышникова , Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская.– СПб.: «Паритет», 2002.- 64 с.
3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.-237с.
4. Дружно играем – себя развиваем: развивающие занятия и тренинги для детей 3–6 лет: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ [ сост. М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова]. –Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.-134[2]с.
5. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
6. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук.—Спб.: Речь, 2004.-400с.
7. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова –М.: «Сфера», 1996.- 240с.
8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова -–М.: Сфера, 2002.-510с.
9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. САмоукина –М.: Новая школа, 1995.-144с.
10. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов / И.А. Фурманов, , А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Мн.: «Тесей», 1999. – 224 с.
11. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / О.В. Хухлаева.– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андрущенко, Т.Ю Коррекция психического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Т.Ю. Андрущенко., Н.В. Карабекова // Вопросы психологии. -1993. -№1. -С. 47-53.
2. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / О.В. Белановская.—Мн., 2004
3. Валитова, И.Е. Психология развития детей дошкольного возраста / И.Е. Валитова. –Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.-160с.
4. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.С. Харина.—Мн.: НИО, 1999.- 154с.
5. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева.—М., Воронеж, 2002
6. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников. Глава 6. Коррекционно-развивающая работа воспитателя Ф.И. Иващенко.—Мн.: Университетское, 1996.- с.89-107.
7. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.—СПб.: Речь, 2005.- 136с.
8. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Овчинникова Т.Н..- М., Екатеринбург, 2000
9. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова.- М., 2000
10. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В. Останкова. –Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
11. Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В. Хухлаева.—М.: Совершенство, 1998.-80с.
12. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева.—М., 2001
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Понятие психического развития. Соотношение обучения и психического развития.
2. Нормативное и ненормативное психическое развитие. Дизонтогенез.
3. Понятие психологического диагноза. Прогноз развития (по Л. С. Выготскому), условно-вариантный прогноз развития ребенка.
4. Психологическая помощь: понятие, виды, стратегии.
5. Коррекционно-развивающая работа как вид психологической помощи. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
6. Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.
7. Понятие о коррекции. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу.
8. Позитивный зарубежный и отечественный опыт коррекционно-развивающей работы с детьми.
9. Принципы коррекционно- развивающей работы.
10. Виды коррекционной работы: психокоррекция, деятельностная терапия, психотерапия, лечебная педагогика.
11. Структура коррекционно-развивающей программы. Основные ошибки, допускаемые при составлении коррекционно-развивающих программ.
12. Требования к специалисту, осуществляющему коррекционно-развивающую работу. Оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.
13. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Эффективность раннего вмешательства.
14. Понятие «школьной зрелости». Организация групп развития для детей с недостаточным уровнем готовности к школьному обучению.
15. Подготовка детей к школе как профилактика школьной дезадаптации. Игровые методы подготовки детей к школе.
16. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками при нарушениях познавательной деятельности.
17. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми.
18. Понятие о социально-педагогической запущенности ребенка. Гиперобособление как основной механизм формирования социально-педагогической запущенности.
19. Система психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности школьников (по Р.В. Овчаровой).
20. Специфика консультирования и коррекционно-развивающей работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.