Самодеятельное творчество. Развитие личности в процессе художественно-творческой деятельности

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Самодеятельное творчество.

Развитие личности в процессе художественно-творческой деятельности

2013г.

Творчество  становится  действительностью  благодаря  деятельности.  Включение  в  преобразующую  деятельность является  необходимым  условием  и  способствует  воспитанию  в  человеке  субъекта  творчества,  прививает ему соответствующие знания, навыки, совершенствует умения и способности.

Существует множество определений личности. Однако в подавляющем большинстве из них по существу определяется не личность, а человек с его индивидуально-психологическими качествами.

В психологическом аспекте из множества определений нами избрана характеристика личности, данная А.Н.Леонтьевым.  Эта  многогранная  характеристика  личности  в  плане  её  системного  рассмотрения  позволяет  обозначить содержащиеся в ней ориентиры, качества и свойства, которые могут стать основанием для последующего их формирования у реальных индивидов.

С.А. Сысоева даёт следующее формулировку: «Творческая личность – это креативная личность, которая в результате влияния внешних факторов приобрела необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы,  личностные  образования,  способности,  которые  влияют  на  достижение  творческих  результатов  в  одном  или нескольких видах творческой деятельности».

Быть личностью означает не только обладать творческим потенциалом, но и постоянно проявлять её в деятельности. Деятельность это основная сфера проявления личности, её дарований, способностей, и один из главных факторов, определяющих её развитие. Отсутствие деятельности ведёт к снижению творческих возможностей, угасанию и разрушению личности, потере не только приобретённых способностей, но и врождённых наклонностей.

Проблема художественной деятельности, развития художественно-творческих возможностей наталкивается на противоречие между необходимостью творческого столкновения личности и условиями учебно-воспитательного процесса, ориентированного на всех. Тем самым большое значение приобретает сохранение индивидуальности каждого. Художественно-творческая деятельность на высоком уровне связана с созданием качественно нового, неповторимого, оригинального и уникального, что предполагает такой уровень развития творческих возможностей, чтобы человек мог моделировать новую реальность в соответствии с прогрессивными потребностями и возможностями, личными и общественными.

Важную роль в творческом развитии личности играет собственная художественно-творческая деятельность. В процессе создания и исполнения произведения искусства происходит глубокое проникновение в их строение, в природу искусства. Это развивает навыки восприятия и оценивания произведений искусства, формирование художественно-психологической установки. Художественно-творческая активность – это способ овладения законами искусства, выявления природной одарённости, развития специальных и общих способностей, существенных сил человека. В процессе художественного творчества познаётся сладость вдохновения, открывается интерес к созиданию, воспитывается целенаправленность характера и воли к достижению цели.

Комплексность в творческом развитии личности предполагает тесную взаимосвязь интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Все компоненты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на развитие творческих способностей, формирование активного отношения к окружающей реальности. Хороших результатов можно достичь лишь тогда, когда это будет главной задачей всех предметов и факультативов. «Именно  комплекс  разнообразных  педагогических  воздействий  на  различные  грани  человеческой  психики обеспечивает разносторонность, гармоничность, целостность формирования личности». Анализ структуры творческих способностей, проведённый рядом отечественных и зарубежных исследователей (В.И.Андреев, Л.С. Выготский, В.О. Крутецкий, А.Н. Лук, А. Маслоу, Я.О. Пономарёв и др.) позволил выявить основные их компоненты. Согласно классификации В.И. Андреева эта структура имеет следующий вид:

1  компонент  творческих  способностей  –  это  мотивационно  -  творческая  активность  и  направленность  личности.

Мотивационная сфера является «стартом», пусковым механизмом интеллектуальной деятельности. Психологи выделяют несколько  уровней  творческой  мотивации  поведения  и  основных  потребностей  личности.  Мотивационная  активность проявляется  в  заинтересованности  творческой  личности,  чувстве  удовлетворённости  от  своей  деятельности,  желания достигнуть  новых  высот  и  успехов,  в  инициативе  и  желании  быть  лидером. Важными элементами творческой направленности являются  чувства  обязанности  и  ответственности,  стремления  к  самообразованию,  самопознание и самовоспитание.

2  компонент  –  интеллектуально  -  логические  свойства  личности.  К  ним  относят  способность  к  аналитико-синтетической  деятельности,  к  выполнению  умственных  операций  сравнения,  выделения  главного,  систематизации и классификации, индукции и дедукции, пояснения, абстрагирования, конкретизации и обобщения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0