Искусство и его воспитательный потенциал с точки зрения психологии, страница 3

К ним принадлежат устойчивые семантические образования, обладающие определенным кругом информативных возможностей, устойчивые приемы определенного суггестивно-эмоционального воздействия, устойчивые структуры и приемы построения отдельных элементов произведения и его целостной организации и т.д. Они входят в исторически развивающийся арсенал средств данного вида искусства, в своеобразный “словарный состав” его языка. Отметим, что не эти средства сами по себе выполняют специфические коммуникативные функции в произведении искусства. Основная тяжесть этой работы ложится на сложные структуры, которые можно назвать выразительно-смысловыми элементами произведения. В произведении искусства средствами художественного языка воплощаются результаты духовной деятельности художника. Но зритель, читатель, слушатель – не только адресат, которому предназначено сообщение об этих результатах. Одновременно он и объект художественного воздействия произведения. Если задача коммуникаций в других сферах общественного сознания сводится к передаче сообщения от автора к адресату (поэтому они имеют духовно-информативный характер), то художественная коммуникация (как искусство в целом) обладает другим, духовно-практическим характером. А из этого вытекает еще одна ее особенность: она выходит за рамки коммуникации в собственном смысле слова, то есть односторонней, идущей только от автора к адресату связи; она создает эффект общения, то есть своеобразную двустороннюю связь. Искусство воздействует на личность, вовлекая ее в сходный с жизненным опытом поток событий и наблюдений, переживаний и раздумий. Поэтому ему недостаточно даже очень глубокого познания и даже самых верных оценок действительности. Их результаты нужно еще так организовать и таким путем передать, чтобы вызвать у читателя, слушателя, зрителя определенный строй переживаний и раздумий, возбудить собственную творческую активность и направить ее так, чтобы привести к определенным выводам, оценкам, установкам. Каждый человек имеет полное право на собственную систему художественных пристрастий, предпочтений и увлечений, но вместе с тем, очень ценной является именно широта художественных интересов.

Искусство создает своеобразные планы своего воспитательного воздействия и “закладывает” их в каждое произведение. Это, прежде всего, задуманный художником идейно-эмоциональный строй произведения и тех переживаний и раздумий, а также выводов, оценок, установок, которые оно вызывает и к которым поведет своего зрителя, читателя, слушателя. Эстетическое воспитание не сводится только к художественному воздействию, его средства многообразны, а искусство  – лишь одно из них. Искусству принадлежит здесь особая, ничем не заменимая, исключительно активная роль.

Полноценное художественное воспитание должно объяснить, показать детям и дать им почувствовать своеобразную прелесть, обаяние, проникновенную поэтическую силу каждого вида искусства, а в нем  – каждого рода, жанра. Каждый способ художественного освоения мира уникален, неповторим и незаменим другими.

Выводы:

1. Познавательный (теоретический) потенциал искусства – это мера возможности актуализации его познавательно-теоретической силы через способность формировать духовную картину мира. Теоретический потенциал искусства воплощает идею Истины как идею интеграции знаний в форме концптуально-логического видения духовной ситуации времени.

2. Эстетический и духовный потенциал искусства  – это мера возможностей актуализации его эстетической сущностной силы в реальной культурной ситуации, способности интегрировать диалог человека с миром.

Резюме. В статье искусство рассматривается как понятие, познание и оценка действительности, его (искусства) коммуникативное, эмоциональное и воспитательное воздействие, а также его эстетический и духовный потенциал.