Искусство и его воспитательный потенциал с точки зрения психологии, страница 2

Психология показала и доказала, что внешние влияния могут войти в личностный мир человека только через эмоциональный механизм его психики. Это относится и к оценкам. Только эмоциональные оценки, имеющие характер личностных смыслов (т.е. переживаемые человеком), способны войти в глубины личности, служить ориентиром желаемых поступков. Вот почему искусство должно придать своим “приговорам” (т.е. оценкам) характер личностных смыслов и мощную эмоциональную силу. Это не значит, что оценки выступают в художественных произведениях только в форме эмоций. Искусство оценивает действительность и в логических суждениях и умозаключениях, когда оно излагает философские, политические, этические идеи и вызывает определенный строй раздумий и выводов в сознании своих слушателей, читателей, зрителей. Но как раз для того, чтобы эти идеи и эти выводы органично вошли в собственные человеческие отношения к миру и к самому себе, искусство непременно пропускает их сквозь эмоциональный фильтр, придает им личностный смысл. Искусство не выполнило бы ни одной из своих социальных функций, если бы не была обеспечена прочная и своеобразная связь между художником и множеством людей, через посредство созданных им произведений. Основой связи между создателем духовных ценностей и их потребителями является устойчивая материальная коммуникативная система  язык, явление общественное по происхождению, характеру, функционированию. Для создания таких коммуникаций нужны своеобразные языки. В их составе должны находиться средства, способные обеспечить одновременное выполнение произведением, по меньшей мере, трех функций: информативной (осведомлять зрителя, читателя, слушателя о результатах авторского познания и оценках действительности); суггестивной (внушать ему оценки оценок, вызывая художественные эмоции, а с их помощью претворяя авторскую позицию в его собственную); организаторской (направлять в единое русло  поток его собственных, но вызванных произведением наблюдений, переживаний,  раздумий и вести к запрограммированным автором итоговым выводам, оценкам, установкам). Каждый вид искусства вырабатывает свои особенные средства, приспособленные к выполнению этих функций, совершенствует их, расширяет их круг, а в практике их использования складывается и закрепляется в общественном художественном сознании определенная зона информативных, суггестивно-эмоциональных и организаторских способностей каждого из этих средств.