3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1. Основные этапы проектирования.
В соответствии с ГОСТ 2.103-68. “ЕСКД: Стадии разработки” различают следующие этапы проектирования:
предварительное;
эскизное;
техническое.
Результатом первого этапа являются технические предложения (аван-проект), а результатом второго и третьего – эскизный и технический проекты соответственно.
На первом этапе обосновываются тактико-технические требования (ТТТ), производится качественная формулировка задачи проектирования:
КАКАЯ РЛС И ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАКИХ ЗАДАЧ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗРАБОТАНА?
Второй и третий этапы – этапы инженерного проектирования.
Инженерное проектирование – это процесс синтеза РЛС, наиболее полно удовлетворяющей тактико-техническим требованиям. Его можно разделить на ЧЕТЫРЕ СТАДИИ:
Эскизное проектирование;
техническое проектирование;
опытное производство;
испытание образца.
На стадии эскизного проектирования выполняются следующие работы:
уточняются ТТТ с учетом их физической реализуемости и уровня технологии производства;
изучаются возможные пути решения задач и проводятся их сравнение на основе критерия “эффективность - стоимость”;
определяются принципы построения отдельных систем, и составляется обобщенная структурная схема РЛС.
На этой стадии выбирается диапазон волн, принципы извлечения и обработки информации, сравнительно достоверно определяются показатели точности, разрешающих способностей, дальностей обнаружения.
Задачей технического проектирования является аппаратурная реализация выбранных на предыдущей стадии принципов построения РЛС.
При этом разрабатываются функциональные и принципиальные схемы систем, узлов и блоков РЛС, создается материальная база для экспериментальных исследований, производится оптимизация РЛС по технологическим и экономическим показателям, решаются вопросы инженерной психологии.
При опытном производстве разрабатывается конструкторская документация, уточняется стоимость и надежность РЛС и изготавливается один - два опытных образца.
Испытания опытного образца завершают проектирование РЛС; после успешного испытания начинается серийное производство РЛС.
3.2. Системный подход как основа проектирования.
Оптимальное решение задач проектирования возможно лишь на основе всестороннего и целостного рассмотрения проектируемой РЛС и ее развития (изменения) в процессе взаимодействия с окружающей средой (СВН противника и тактика их боевого применения, принципы и порядок боевого использования, уровень технологических и производственных возможностей и т.д.).
В основе системного подхода лежат следующие основные положения:
1. Учет всех этапов “жизненного цикла” разрабатываемой РЛС: проектирования, производства, эксплуатации. Весьма прогрессивные могут оказаться нереализованными из-за несовершенства элементной базы или низкого уровня технологических процессов.
2. Учет истории и особенно перспектив развития РЛС данного и близких классов. Системы и принципы, признанные в прошлом непригодными или устаревшими в новых условиях, на новом уровне развития науки и техники могут стать очень хорошими и перспективными.
3. Всестороннее рассмотрение взаимодействия РЛС с внешней средой. Основными видами такого взаимодействия являются:
взаимодействие с природой и обществом (учет экологических, экономических, социальных, политических, военных и других факторов);
обмен полезной информацией – получение и выдача;
обмен радиопомехами (электромагнитная совместимость);
внешние влияния на систему (изменение температуры, влажности, давления, механические нагрузки, радиация и т.д.);
взаимодействие с другими системами более высокого уровня в процессе решения общей задачи;
4. Учет основных видов взаимодействия внутри системы: функционального, информационного, энергетического и др.
5. Учет взаимодействия между элементной базой и системотехникой. Развитие элементной базы вызывает развитие системотехники и, наоборот, достижения системотехники стимулируют развитие элементной базы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.