Основы построения срл. Цели и задачи курсового проектирования. Календарный план работы, страница 4

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

3.1. Основные этапы проектирования.

В соответствии с ГОСТ 2.103-68. “ЕСКД: Стадии разработки” различают следующие этапы проектирования:

предварительное;

эскизное;

техническое.

Результатом первого этапа являются технические предложения (аван-проект), а результатом второго и третьего – эскизный и технический проекты соответственно.

На первом этапе обосновываются тактико-технические требования (ТТТ), производится качественная формулировка задачи проектирования:

КАКАЯ РЛС И ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАКИХ ЗАДАЧ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗРАБОТАНА?

Второй и третий этапы – этапы инженерного проектирования.

Инженерное проектирование – это процесс синтеза РЛС, наиболее полно удовлетворяющей тактико-техническим требованиям. Его можно разделить на ЧЕТЫРЕ СТАДИИ:

Эскизное проектирование;

техническое проектирование;

опытное производство;

испытание образца.

На стадии эскизного проектирования выполняются следующие работы:

уточняются ТТТ с учетом их физической реализуемости и уровня технологии производства;

изучаются возможные пути решения задач и проводятся их сравнение на основе критерия “эффективность - стоимость”;

определяются принципы построения отдельных систем, и составляется обобщенная структурная схема РЛС.

На этой стадии выбирается диапазон волн, принципы извлечения и обработки информации, сравнительно достоверно определяются показатели точности, разрешающих способностей, дальностей обнаружения.

Задачей технического проектирования является аппаратурная реализация выбранных на предыдущей стадии принципов построения РЛС.

При этом разрабатываются функциональные и принципиальные схемы систем, узлов и блоков РЛС, создается материальная база для экспериментальных исследований, производится оптимизация РЛС по технологическим и экономическим показателям, решаются вопросы инженерной психологии.

При опытном производстве разрабатывается конструкторская документация, уточняется стоимость и надежность РЛС и изготавливается один - два опытных образца.

Испытания опытного образца завершают проектирование РЛС; после успешного испытания начинается серийное производство РЛС.

3.2.  Системный подход как основа проектирования.

Оптимальное решение задач проектирования возможно лишь на основе всестороннего и целостного рассмотрения проектируемой РЛС и ее развития (изменения) в процессе взаимодействия с окружающей средой (СВН противника и тактика их боевого применения, принципы и порядок боевого использования, уровень технологических и производственных возможностей и т.д.).

В основе системного подхода лежат следующие основные положения:

1. Учет всех этапов “жизненного цикла” разрабатываемой РЛС: проектирования, производства, эксплуатации. Весьма прогрессивные могут оказаться нереализованными из-за несовершенства элементной базы или низкого уровня технологических процессов.

2.   Учет истории и особенно перспектив развития РЛС данного и близких классов. Системы и принципы, признанные в прошлом непригодными или устаревшими в новых условиях, на новом уровне развития науки и техники могут стать очень хорошими и перспективными.

3.  Всестороннее рассмотрение взаимодействия РЛС с внешней средой. Основными видами такого взаимодействия являются:

взаимодействие с природой и обществом (учет экологических, экономических, социальных, политических, военных и других факторов);

обмен полезной информацией – получение и выдача;

обмен радиопомехами (электромагнитная совместимость);

внешние влияния на систему (изменение температуры, влажности, давления, механические нагрузки, радиация и т.д.);

взаимодействие с другими системами более высокого уровня в процессе решения общей задачи;

4.  Учет основных видов взаимодействия внутри системы: функционального, информационного, энергетического и др.

5.  Учет взаимодействия между элементной базой и системотехникой. Развитие элементной базы вызывает развитие системотехники и, наоборот, достижения системотехники стимулируют развитие элементной базы.