Модуль накопичення енергії системи енергозабезпечення космічного апарату, страница 3

Крыло БФ компоновано из трьох панелей, соединенных между собой, так же как и крыло к корпусу КА. Электрическое соединение между соседними секциями осуществляется с помощью электрического разъема. При выводе спутника на заданную орбиту, крыло БФ находится в собранном состоянии, то есть занимает минимально возможный объем и прижата к корпусу КА. В собранном состоянии крылья удерживаются, посредством каната, который обхватывает оба крыла и прижимает их к корпусу КА. Раскрытие крыльев осуществляется обрезкой каната с помощью механизма зачековки. Механизм зачековки служит для обрезки каната, который удерживает крылья БФ в собранном состоянии. Механизм зачековки состоит из, двух пиропатронов, которые устанавливаются в корпус механизма и дублируют друг друга для повышения надежности. После подачи команды на детонатор пиропатронов, они взрываются и пороховые газы, расширяясь, выталкивают поршень, который, перемещаясь в цилиндре, двигает шток, через отверстие которого проходит канат, удерживающий крылья в закрытом состоянии. Шток вместе с крышкой играет роль ножниц, перемещаясь, обрезают канат по сечению между штоком и крышкой. Цилиндр удерживается на обшивке КА с помощью гайки. Для улучшения обтекаемости КА предусмотрен кожух, удерживаемый так же гайкой. Для фиксации штока после срабатывания в крышке предусмотрены два шарика. Два идентичных механизма зачековки с двух сторон КА обеспечивают высокую надежность механизма раскрытия крыльев.

1.2. Разработка функциональной схемы системы электроснабжения

Функциональная схема СЭС состоит из шести параллельно соединенных секций батарей фотоэлектрических (БФ), регулятора мощности генератора (РМГ), коммутирующего устройства (КУ), блока логики управления (БЛУ), батареи химической (БХ), счетчиков ампер-часов (САЧ), блока поэлементного контроля (БПК). БФ преобразовывает солнечную энергию в электрическую и передает его на РМГ, который регулирует выходную мощность БФ и устанавливает выходное напряжение равное напряжению бортовой сети. От РМГ электрическая энергия передается на КУ, от которого она распределяется на нагрузку через ряд преобразователей напряжений, которая заряжает БХ. Всеми вышеуказанными процессами управляет БЛУ, подавая сигналы на РМГ. В БЛУ в свою очередь входят сигналы из БХ, КУ и бортовой аппаратуры.

Каждая секция БФ подключена к общей шине посредством шунтирующего диода через управляющий ключ. Управляющие ключи осуществляют дискретное регулирование выходной мощности СЭС, посредством закарачивания той секции, которой она управляет.

Блок аппаратуры регулирования и контроля, используя управляющие системы БХ, БПК обеспечивает совместную работу БФ, БХ и нагрузки. В состав БАРК входят следующие функциональные узлы:

1.  Тиристорные ключи в цепи каждой БФ;

2.  Управляющие пороговые датчики предельного, среднего и минимального напряжений;

3.  Сигнальные датчики состояния основных функциональных узлов;

4.  Индикаторы конца заряда.

САЧ-И―счетчик ампер-часов, предназначен для поэлементного контроля напряжения аккумуляторов БХ и выдачи управляющих и информационных сигналов в зависимости от уровня контролируемых напряжений.

Кабели объединяют все функциональные узлы в единую систему.

Защита БХ от переразряда обеспечивается отключением определенного числа БФ с помощью дистанционных переключателей (БП). Команды на отключение БФ формируются при срабатывании следующих функциональных узлов:

1.  Датчиков предельного напряжения (ДПН);

2.  По сигналу ТХП (формируемого по разовой команде или в БХ).

ДПН контролируется напряжение на шинах питания. При достижении напряжения на шинах уровня срабатывания ДПН, выдаются сигналы на отключение одной или нескольких БФ.

Команды на подключение отключенных БФ формируются при срабатывании следующих функциональных устройств:

1.  Датчиков среднего напряжения (ДСН);