О сущности и функциях советского клуба, страница 6

нием сил любителей, объединенных в коллективы, здесь происходят и другие, не менее важные процессы: возникают качественно своеобразные и ценные в социальном плане мотивы творческих занятий, неведомые любителям-одиночкам; часто происходит глубокая переориентировка личности кружковца. Важно в воспитательном смысла обнародование результатов клубных культурно-творческих занятий. Это, с одной стороны, доставляет удовлетворенна самим кружковцам, с другой -расширяет сферу и действенность воспитательной, просветительной, организаторской работы клуба, с третьей - придает качественно новое звучание тому или иному "хобби". Клубные, самодеятельные объединения, даже посвятившие себя "идеологически нейтральный" занятиям (вроде разведения рыбок или декоративных растений), включаясь специфическими, присущими им способами в массовую работу клуба, делаются участниками существенных социально-культурных процессов, становятся активной воспитательной силой.

Научно-техническая революция, идущая в развитом социалистическом обществе, ставит перед организаторами клубного творчества новые задачи. Время требует и дальше совершенствовать систему клубных творческих занятий, сообщая ей качественно новые черты, сообразно современному уровню социальных потребностей трудящихся в творческой деятельности, происшедшим изменениям в структуре духовных интересов населения.

5) Клуб - организатор отдыха и развлечений. Развитие коллективных форм отдыха, проведения досуга с каждым годом приобретает все большее социальное значение. Вот почему на эту сторону клубной деятельности обращают самое пристальное внимание и практики и теоретики клубной работы. Ведь, кроме рекреационных и гедонических задач, отдых в клубе решает в гораздо большей мере, чем большинство индивидуальных и неорганизованных видов отдыха, также задачи воспитания и культурного развития. Происходящие сейчас изменения в характере груда влекут за собой и изменение потребностей в отдыхе. Наконец, нельзя недооценивать влияние отдыха вклубе на общую структуру досуга, роль развлекательных мероприятий в вытеснении еще бытующих малоценных, антикультурных, порой даже асоциальных досуговых занятий. При этом нельзя упускать из вида, что часто "контакт по поводу развлечений" оказывается первым контактом человека с клубом. Останется ли он последним, единственный - зависит от нас.

Совокупное и сбалансированное осуществление названных функций в их неповторимом сочетаний и делает клуб самобытным незаменимым элементом нашего советского образа жизни.

Выполнение перечисленных "функций-задач" требует развития "функций - направлений деятельности". Можно выделить три таких основных организационно-методических направления клубной деятельности:

I) просветительно-воспитательная работа (преимущественно массовая), или клубная пропаганда;

2) работа по развитию творческих сил трудящихся и молодежи;

3) организация отдыха и развлечений.

Эти "функции-направления" были отчетливо сформулированы в резолюций ХП съезда РКП(б) "По вопросам пропаганды, печати и агитации"[17]. И по сей день они развиваются как взаимосвязанные, служащие единой цели, но различные в организационном и методическом плане. Это обстоятельство своеобразно отражается в штатной структуре крупнейших клубных учреждений. Там сотрудников объединяет либо организация массовой просветительно-воспитательной работы, либо организация самодеятельности, либо организация отдыха и развлечений.

В теоретическом анализе клубной методики нередко различают две самостоятельные отрасли - просвещение и воспитание. в практической же работе клубов зги два направления тесно переплетены, и целесообразнее говорить, например, о единой методике клубной пропаганды, а не разделять методику клубного просвещения и методику клубного воспитания. Специфические условия клубного процесса и характерные особенности его организаций заставляют выделить четвертую "вну-

49