О сущности и функциях советского клуба, страница 3

Клубные учреждения своеобразно "фокусируют" и "проецируют" просветительно-воспитательное воздействие на широкую аудиторию партийных и государственных, профсоюзных и комсомольских органов, средст-в массовой информации и пропаганды.

Но клубная работа этим не ограничена. Обязательной, принципиальной, неотъемлемой чертой клубного процесса являются "совместные усилия", как говорил В.И. Ленин, самих трудящихся, направленные на строительство новой жизни, новых социальных отношений, новой культуры, на содержательную и увлекательную организацию собственного свободного времени.

41

Таким путем и осуществляется чрезвычайно важный в деле коммунистического строительства процесс становления трудящихся активным субъектом политической, социальной, культурной жизни. Активные клубные занятия идут не разрозненно, а в рамках системы "разнообразных деятельных групп" (Крупская).

В клубе в единой русле сливаются воспитательные и организаторские акции партии, государственных органов, общественных организаций с широкой социальной и культурной инициативой трудящихся, включенных в разнообразные клубные объединения. Это сущностное свойство советского клуба определяют сами основы социалистического строя: политика партии и государства есть концентрированное и научно обоснованное выражение коренных интересов трудового народа. Отсутствие такого синтеза, такого слияния воспитательно-организаторских усилий "сверху" и самодеятельности "снизу" не просто сникает эффективность работы клуба. В таком случае он вообще теряет свою специфику, перестает выполнять свою особенную роль. Учреждение, не организующее на решение политико-просветительных и культурно-воспитательных задач широкую самодеятельную аудиторию, в лучшем случае оказывается второразрядным дублером кинотеатра, лектория, филармонии. С другой стороны, любительские культурные объединения, не включенные в клубе в массовую воспитательную, пропагандистскую, организаторскую работу, могут порой развиваться по нежелательному пути, превращаясь в "крайних" случаях в группы корпоративного типа.

Очевидно, что в дефиниции клуба, призванной сжато охарактеризовать его социальную роль, только что названное сущностное качество советского клуба должно быть отражено совершенно отчетливо. К сожалению, в наиболее массовых учебных и методических изданиях последних лет[10] данное соображение учитываются не в полной мере.

Прежде, чем сформулировать какое определение клуба, в котором при достаточной краткости все же удалось бы доста

42

точно полно отразить специфическую /социальную/ роль данного социального института, необходимо остановиться на важной в этом аспекте понятии "общение", или "культурное общение".

Культурное общение это осуществляемые в свободное время контакты людей, чья цель - совместное усвоение, обмен к производство культурных ценностей. При этом, как и всегда в процессе общения, человек видит в партнерах не просто "объекты" своей деятельности, но. прежде всего "других субъектов". Общение, понимаемое таким образом, играет неоценимую и незаменимую роль в формировании личности. Сам термин "общение" и, главное, то, что он выражает, весьма важны для клубной теории и практики. Во-первых, стремление к досуговому общению - очень сильный и специфический мотив посещения клуба и участия в его работе. Во-вторых, вся клубная деятельность в некотором смысле представляет собой культурное общение. Ведь организуя прямое общение людей, клуб осуществляет все направления своей деятельности: ведет пропаганду, развивает творчество, налаживает содержательный и увлекательный отдых. Особой воспитательной значимостью обладают встречи и иные контакты посетителей клуба с выдающимися современниками, а также совместная культурная деятельность людей разного социального положения и разных возрастов в клубных объединениях. Оба эти средства воспитания широко используют в клубе.