Исторический материал свидетельствует и о том, что для восходящей, прогрессивной социальной силы характерны, во-первых, отчетливо политическая направленность клубной деятельности, и, во-вторых, - всемерное стремление распространить эту деятельность "вовне", за пределы организационно оформленного объединения. Эти черты присущи деятельности уже самых первых клубов трудящихся в России /осень 1906 г./. При этом в России данная закономерность проявилась с особой силой потому, что развитию клубной деятельности среди трудового народа предшествовало создание боевой марксистской партии пролетариата.
Большевики активно содействовали организации клубов трудящихся, возглавляли многие из них, видя в легальных организациях опорные пункты для агитационной, пропагандисткой, практически организаторской работы в массах. Об этом оказано в резолюции Ш съезда РСДРП[1] и еще более определенно в резолюции V Всероссийской конференции РСДРП[2].
К вопросам идейного и организационного руководства партии клубами неоднократно обращается В.И. Ленин. Здесь можно назвать такие его работы, как речь на совещании расширен-
З7
о программе партии на VIII съезде РКП(б)[3]; в речи на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6 мая 1919 г.[4]
Постоянное, активное всестороннее развитие трудящихся есть одна из главных черт советского образа жизни. Коммунистическая партия неизменно пробуждает, поддерживает и организует стремление трудящихся к самосовершенствованию, повседневно и внимательно руководит деятельностью учреждений и органов культуры.
Следует напомнить, что в первые годы Советской власти термины "просвещение" и особенно - "политическое просвещение" трактовались шире, чем в наши дни. В.И. Ленин в докладе "Новая экономическая политика и задачи политпросветов" подчеркивает разницу между политическим просвещением и обучением чтению, письму, даже проведению экономической кампании: "...политическое просвещение, - говорил он, - означает подведение итогов всему"[5]. В этой речи Ленин указал на практическую направленность деятельности политпросветчиков, на необходимость вести политическое просвещение в интересах решения важнейших злободневных задач государственного социалистического строительства: "...результаты политического просвещения можно измерить только улучшением хозяйства"[6]
Партия всегда говорила об опасности только просветительного подхода к культурно-просветительной работе. Так, XVI съезд ВКП(б) потребовал "...пропитать всю культурно-просветительную работу... коммунистическим содержанием, Порясь против малейших попыток оторвать ее от задач социалистического строительства и решительно преодолевая в ней элементы аполитичности и узкого культурничества"[7].
40
Не следует думать, что подобного рода опасность окончательно изжита: в постановлении ЦК КПСС "Об улучшении работы народных университетов"/8 октября 1968 г./ отмечались культурнические, узко просветительные тенденции в деятельности современных культурно-просветительных организаций[8].
В наши дни, в условиях ускорения темпов коммунистического строительства, резкого обострения идеологической борьбы вопрос о четкой политической ориентации клубной работы приобретает особую значимость. XXIVсъезд КПСС в ддирективах на девятую пятилетку сформулировал четкое требование:
"Улучшить обеспечение квалифицированными кадрами культурно-просветительных учреждений и учреждений искусства, повысить их роль в общественно-политической жизни и организации досуга населения"[9] Так партия определяет основное содержание, целевую направленность работы советского клуба как одного из центров культурно-просветительной деятельности.
Но это лишь одна, хотя и определяющая сторона вопроса о социальной роли клуба. Чтобы четче выявить специфическую роль клуба в нашей общественной казни « в развитии социалистической культуры, надо иметь в виду и важнейшие организационные особенности клубной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.