Имущественные отношения и внутрихозяйственный экономический механизм в коллективных сельскохозяйственных предприятиях, страница 3

- в виде натуральной выплаты (сельскохозяйственной продукции).

На следующем этапе земля и имущество передаются внутрихозяйственным подразделениям в зависимости от их производственной потребности. Эта передача фиксируется внутрихозяйственным договором, в котором также определяются сроки, условия передачи и использования и форма расчета, и передаточным актом.

Учет и распоряжение арендованных внутрихозяйственным подразделением земель и имущества могут осуществляться в двух вариантах - простом и сложном.

В первом случае работники внутрихозяйственного подразделения, передав хозяйству свои земельные доли и имущественные паи, получают дивиденды от прибыли предприятия в целом.

Во втором случае работники производственных подразделений, не получают дивиденды за переданные хозяйству землю и имущество, но оговаривают в договоре с хозяйством свое право распоряжаться продукцией с части земли и имущества, принадлежащей им согласно их паям и долям, т.е. связывают дивиденды с доходом своего подразделения.

Арендная плата для коллективных арендаторов может быть рассчитана по нескольким вариантам.

Если арендодатель (сельскохозяйственное предприятие) берет на себя обязанности по расчетам с бюджетом, занимается расширенным воспроизводством, социальным строительством и т.п. В этом случае он вправе включать в арендную плату всю сумму прибыли, получаемую от реализации продукции.

Если же арендатор использует часть ресурсов для улучшения используемых земель, он должен иметь возможность после выплаты арендной платы не только возместить из своей выручки издержки производства, но и оставить у себя прибыль, которая необходима ему для расширения производства, обновления техники, технологии. В этом случае арендная плата может быть рассчитана как разность между стоимостью продукции по ценам реализации и себестоимостью. Определяется процент отчислений от дохода в фонд накопления предприятия как арендную плату.

В ходе земельной реформы до 90 % сельскохозяйственных земель по стране были переданы в частное землевладение (в индивидуальной или коллективной форме). В общей сложности почти 44 млн. семей являются собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, а более 12 млн. человек имеют доли в сельскохозяйственных предприятиях. В муниципальную собственность передано более 37 млн. га земли, что значительно расширило и укрепило экономическую основу сельского самоуправления.

Однако завершившийся этап реформы не решил основные задачи не обеспечил рациональное использование земли и ее охрану. Земля не оказалась в руках рачительных, эффективно работающих хозяев. Состояние сельскохозяйственных угодий не только не улучшилось, но даже наоборот - значительно ухудшилось.

Реформирование земельных отношений должно быть ориентировано на переход к упорядоченным правам, организационным и экономическим методам управления земельными ресурсами, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных угодий, передачу прав собственности или пользования тем, кто способен трудиться более эффективно.

Основной внутрихозяйственной проблемой использования и движения земельных долей является то, что практически во всех сельхозпредприятиях земельные доли не натурализованы.

Для решения данной проблемы, прежде всего, необходимо:

1)  дифференцировать размеры земельных долей с учетом качества, местоположения и других факторов, связанных с экономической оценкой. Сделать это следует по каждому массиву, полю.

2)  составить список предполагаемых владельцев земельных долей по каждому массиву. Здесь, прежде всего, следует учесть место жительства владельцев - участки для них должны подбираться как можно ближе к соответствующим населенным пунктам. Если осуществить это не удается, то прикрепление владельцев земельных долей к тем или иным участкам производится с учетом их желания, или на основе жеребьевки.

3)  избрать Совет по управлению земельными долями.

Такой Совет должен иметь право:

1. Выделить каждому владельцу в натуре его земельную долю при возникновении такой необходимости. На основании решения Совета в районном земельном комитете владельцу должны выдать Свидетельство или иной документ о праве собственности на данную конкретную площадь с занесением ее на карту земельных ресурсов района.