Регулирование трансфертного ценообразования на международном уровне

Страницы работы

Содержание работы

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Панферова Оксана Олеговна[1]

Аспирант МГУ имени М. В. Ломоносова Экономический факультет (Москва, Россия)

Аннотация

Регулирование трансфертного ценообразования во многих развитых и развивающихся странах происходит в соответствии с международными стандартами - Рекомендациями ОЭСР по трансфертному ценообразованию. Несмотря на существование некоторых отличий от предписанных руководящих притцпюв, именно Рекомендации ОЭСР стали основой для построения национальной политики регулирования трансфертных цен. Страны принимают эти рекоменОации, так как это выгодно как для компаний, так и для самих налоговых органов. Компаниям это помогает избежать риска двойного налогообложения и частых проверок со стороны налоговых органов, а налоговым юрисдикциям - уменьшить количество споров между собой по поводу распределения прибыли.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, регулирование применения трансфертных цен.

ЗЕЕ коды: Р 130, 0 380.

Применение компаниями внутренних механизмов ценообразования привлекало особое внимание исследователей в 50-60-е годы XX века в связи с усилением деятельности транснациональных корпораций (ТНК). На примере ТНК довольно ярко проявилось, что внутри единой структуры постоянно осуществляются сделки по купле-продаже ресурсов, товаров или услуг, причем применяемые механизмы внутреннего ценообразования отличаются от рыночных.

Действуя на территории разных стран с различными налоговыми режимами, ТНК начали манипулировать внутрифирменными ценами в целях оптимизации налоговых выплат. Данное явление, естественно, стало не устраивать налоговые ведомства тех стран, где налоги уплачивались не в полной мере, в результате чего возникало большое количество разбирательств относительно уровня устанавливаемой внутрифирменной цены, усиления контроля внутрифирменных потоков, разработки нового законодательства, учитывающего специфику внутрифирменных механизмов. Интерес к разработке необходимых рекомендаций растет и со стороны международных организаций, стремящихся разрешить конфликт интересов всех агентов данного процесса. Все это, в свою очередь, дает толчок к появлению многочисленных как теоретических, так и эмпирических исследований внутрифирменной торговли и внутрифирменного ценообразования, которое и называется трансфертным ценообразованием.

Одной из предпосылок существования развитой системы внутрифирменного ценообразования с применением трансфертных цен является несовершенство налогового законодательства, а также наличие различных налоговых льгот и налоговой дифференциации. Применение трансфертного ценообразования, позволяющее компаниям перераспределять прибыль в пользу подразделений, находящихся в более благоприятных налоговых условиях, является объектом пристального внимания со стороны налоговых органов стран, в которых они функционируют, а также со стороны международных организаций, стремящихся снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций между компаниями и налоговыми органами.

Если рассматривать перераспределение прибылей на международном уровне, то осуществление продаж конечного продукта в странах с более низким налогообложением прибыли оборачивается для многих стран сокращением государственных доходов и валютных резервов. В результате занижения стоимости продаваемой за рубеж продукции стоимость экспорта может быть также сильно занижена, итогом чего, при прочих равных условиях, становится низкий уровень ВВП страны. Данное явление влечет негативные последствия для национальных внешнеторговых статистик стран, искажая реальные платежные балансы, что может привести к построению и ведению неправильной экономической политики.

Что касается интересов организации, то, осуществляя деятельность на территории разных стран, международные компании могут столкнуться как минимум с проблемой двойных стандартов и двойного налогообложения. Налоговыми органами часто определяются не только возможные методы трансфертного ценообразования, разрешенные на территории данной страны, но и принципы обоснования выбранного метода. Обычно это касается подготовки соответствующей отчетности по трансфертному ценообразованию, в которой следует привести необходимые аргументы и соответствующие расчеты, подтверждающие адекватность выбора метода трансфертного ценообразования и правильность расчета уровня трансфертной цены в соответствии с данным методом. Естественно, наличие неунифицированных стандартов относительно обоснования политики трансфертного ценообразования увеличивает для международной компании транзакционные издержки по подготовке обосновывающей документации.

При этом следует учитывать, что затруднение деятельности международных компаний - это ослабление международной торговли, за счет которой развиваются и наращивают свои конкурентные преимущества практически все современные государства. Следовательно, смягчение барьеров, препятствующих функционированию международных компаний, должно стать одним из приоритетов проведения государственной политики.

Вариантом решения отмеченных проблем является гармонизация национальных законодательств по трансфертному ценообразованию, сведение предъявляемых требований к единой основе, определение общих для всех международных компаний основополагающих принципов и возможных методов трансфертного ценообразования, условий их применения. На сегодняшний день в качестве такого ориентира для регулирующих трансфертное ценообразование органов становятся Рекомендации ОЭСР по трансфертным ценам.

Похожие материалы

Информация о работе