Регулирование трансфертного ценообразования на международном уровне, страница 5

В случае возникновения споров между компаниями и налоговыми органам относительно выбранного метода трансфертного ценообразования, бремя доказательств может ложиться на одного из участников конфликта: либо на налоговые органы, либо непосредственно на компанию. Однако следует учитывать, что анализ установления трансфертной цены должен проводиться обеими сторонами. Налоговым органам все равно придется приводить свои доказательства, если даже данная обязанность возложена на налогоплательщика.

В руководящих принципах ОЭСР также предлагается система санкций (штрафов) в случае необоснованности выбора международными корпорациями метода трансфертного ценообразования. Всем странам рекомендуется предусмотреть санкции в рамках уголовного или гражданского законодательства, с тем чтобы недоплата налогов или другие формы несоблюдения установленных норм оборачивались большими затратами, чем их соблюдение.

Международные процедуры включают в себя заключение многосторонних ценовых соглашений, разбор налоговых конфликтов между странами на международном уровне, обмен информацией между налоговыми органами стран.

В соответствии с многосторонними соглашениями, налоговые юрисдикции делают необходимые корректировки в своем законодательстве. Такая гармонизация налогового законодательства, как было отмечено ранее, улучшит условия функционирования компании за счет гармонизации требований и стандартизации отчетности по трансфертному ценообразованию. Так, многие страны, в особенности страны ОЭСР, постоянно пересматривают свое законодательство относительно трансфертного ценообразования, стремясь дополнить национальное законодательство нормами, предложенными в Рекомендациях ОЭСР.

На практике заключение подобных многосторонних соглашений происходит не просто: налоговые органы могут слишком долго приходить к соглашению. Вследствие ограничения участия налогоплательщика в процессе переговоров его интересы могут не учитываться или учитываться не в полной мере. В качестве решения проблемы в Рекомендациях предлагается определить период времени, в течение которого будут происходить согласования, а также вовлекать в переговоры самого налогоплательщика.

Еще одним возможным методом сглаживания конфликтных ситуаций между налоговыми юрисдикциями разных стран становится проведение одновременных налоговых исследований. Такая согласованная правоприменительная программа позволяет налоговым органам совместно проверять компанию, к которой они взаимно проявляют интерес, и делиться информацией. Посредством одновременных исследований возможно улучшить релевантность доступных данных, необходимых для проведения анализа трансфертного ценообразования. Одновременные исследования помогают разрешить споры, решить проблемы более быстро и эффективно. Эта процедура, как отмечается в Рекомендациях ОЭСР, не является заменителем многосторонних соглашений, а служит, скорее, ее дополнением[8]. Препятствиями для проведения одновременных налоговых исследований могут стать разные принципы налогового законодательства, разная длительность проведения исследований. Эта проблема может быть решена, если заранее составить график проведения исследований, четко определив цели и составив список задач.

Кроме того, в Рекомендациях ОЭСР предлагается обеспечение льготных налоговых условий для избранного круга компаний («тихие гавани»), при условии, что они будут устанавливать трансфертную цену в соответствии с тем методом и на том уровне, какие указывает налоговый орган[9]. Компаниям это бывает выгодно, так как экономится время для определения трансфертной цены и есть уверенность, что данная трансфертная цена будет обязательно принята налоговым органом: она не будет перепроверяться, не будут проводиться дополнительные корректировки и аудит. Налоговым органам эта мера позволяет упростить проведение административных процеДУР-

При этом есть серьезные недостатки, которые могут перевесить перечисленные достоинства. Применение данного метода будет влиять на исчисление налогов не только в данной стране, но и в другой стране, в которой находится одно из подразделений копании. Соответственно, риск двойного налогообложения остается. Кроме того, довольно сложно установить эффективный критерий выбора тех компаний, которые будут пользоваться налоговыми льготами. Данный подход предполагает упрощенные варианты расчета трансфертной цены (к примеру, на основе издержек, причем среднерыночных), что не всегда является выгодным для компании. Компании рекомендуется установить трансфертную цену так, чтобы надбавка, прибавляемая к трансфертной цене, соответствовала минимальному проценту получаемой прибыли по отрасли, тогда как цена могла бы быть установлена на уровне рыночной. Получается, что в данном случае не соблюдается правило соответствия «принципу вытянутой руки».