Регулирование трансфертного ценообразования на международном уровне, страница 2

ОЭСР весьма активно занимается вопросами налогообложения и трансфертного ценообразования начиная с 1979 года. Рекомендации не являются нормативным актом, обязательным для всех стран-участниц, но многие страны, в особенности страны ОЭСР, используют их в качестве ориентира при написании положений своего налогового законодательства, касающегося трансфертного ценообразования.

Основополагающим принципом Рекомендаций ОЭСР является «правило вытянутой руки», согласно которому для определении трансфертной цены зависимые друг от друга подразделения должны рассматриваться как независимые компании . В Рекомендациях ОЭСР критерий зависимости компаний друг от друга точно не установлен. Основной причиной размытости данного критерия становится, на взгляд автора, невозможность определения точного порогового уровня, универсального для всех компаний, функционирующих на территории большого количества стран. Многое зависит от национальных особенностей, от структуры капитала компании, от особенностей взаимодействия между рассматриваемыми подразделениями и т. д. Основная идея заключается в том, что «зависимость» предполагает наличие реальных рычагов управления со стороны менеджмента одной из компаний. Очевидно, что такой довольно неоднозначный подход может вызывать большое количество споров между налоговыми органами и самими компаниями, так как на практике доказательство наличия «реальных» взаимосвязей, при этом не подтвержденных конкретными фактами или показателями, может вызвать серьезные трудности.

Стоит отметить, что на сегодняшний день «правило вытянутой руки» не является единственно возможной нормой. Довольно часто можно встретить критику Рекомендаций ОЭСР именно за использование этой нормы как основной. Отмечается, что «правило вытянутой руки» не учитывает особенностей и преимуществ внутрифирменных механизмов, посредством которых компания, будучи единой структурой, добивается своих конкурентных преимуществ[2].

В качестве альтернативы предлагается пропорциональное распределение или единое налогообложение на глобальном уровне[3]. В отличие от «правила вытянутой руки», основанного на раздельном учете каждой хозяйственной единицы, единое налогообложение, напротив, рассматривает филиалы внутри страны и за границей как одну корпорацию, которой они в действительности и являются. В этом случае на основании данных консолидированного отчета предполагается расчет совокупного дохода компании, который впоследствии распределяется между налоговыми органами разных стран пропорционально доле, которую составляют филиалы в данных странах в общем объеме дохода корпорации, причем данные доли филиалов могут быть определены в соответствии со взвешенными факторами, например, в соответствии с объемом продаж, операционными издержками, объемом основного капитала и т. д.

Применение единого налогообложения на глобальном уровне обусловлено, в первую очередь возможностью решения как минимум трех вопросов.

Во-первых, необходимо четко определить объект налогообложения, а именно: какие подразделения и филиалы глобальных корпораций могут быть приняты во внимание и выбраны в качестве потенциального объекта глобального налогообложения. Решение данного вопроса является трудоемкой задачей, так как сразу возникает необходимость обозначения как можно более строгих и при этом всеохватывающих критериев выбора компаний, которые могут быть приняты к рассмотрению и для которых может быть произведен необходимый расчет. В данном случае, точно так же, как и в Рекомендациях ОЭСР, возникает проблема определения зависимых между собой организаций и установление единого критерия оценки данной зависимости.

Во-вторых, следует определить, как будет рассчитываться налогооблагаемая прибыль выбранных налогооблагаемых субъектов. Какая система финансового и бухгалтерского учета будет выбрана в качестве основной для определения величины прибыли? Несмотря на все усиливающиеся мировые тенденции к применению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), до сих пор все еще остается большое количество компаний и стран, которые не гармонизировали свои стандарты отчетности с мировыми (особенно это актуально для России). Принципиальные отличия в системах управленческого и бухгалтерского учета разных стран будут тормозить процесс консолидации отчетности, и, соответственно, расчет консолидированной прибыли будет значительно затруднен, если не возможен.