Регулирование трансфертного ценообразования на международном уровне, страница 4

Наиболее важной с точки зрения анализа регулирования трансфертного ценообразования в мире является процедура предварительных ценовых соглашений (ПЦС), рекомендованных как один из возможных инструментов снижения степени неопределенности и уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Такие соглашения заключаются между налогоплательщиком и государственным органом в сложных случаях, когда применение стандартных методов не дает однозначного результата. Содержанием ПЦС является методика исчисления трансфертных цен, а не уровень трансфертной цены. Основным достоинством данного вида соглашений является предсказуемость будущих налоговых обязательств и, соответственно, облегчение налогового и финансового планирования. ПЦС могут быть двусторонними или многосторонними. Многосторонние ПЦС предполагают заключение соглашения между компанией и налоговыми юрисдикциями нескольких стран. ПЦС значительно снижают риск аудиторской проверки трансфертных цен, штрафных санкций и двойного налогообложения в тех случаях, когда в налоговой политике стран имеются различия в вопросах соответствующей корректировки и допустимых методов установления трансфертных цен.

Среди недостатков ПЦС можно отметить потребность в отвлечении существенных временных и трудовых ресурсов налогоплательщика для заключения данного рода соглашений. Переговоры по заключению ПЦС - обычно очень длительный процесс, требующий большого количества согласований. В ходе переговорного процесса могут произойти изменения персонала, как со стороны компании, так и в налоговых органах, что может перенаправить процесс и перечеркнуть ранее достигнутые предварительные договоренности. В процессе заключения ПЦС налогоплательщик раскрывает большое количество информации, которая может быть использована налоговыми органами не только для целей трансфертного контроля, но и для проверки по другим налоговым обязательствам. Подавая заявку на заключение ПЦС, налогоплательщик негласно соглашается на скрупулезную проверку его текущих трансфертных цен и трансфертных цен, которые устанавливались в предыдущих периодах, тем самым подвергаясь риску обнаружения налоговыми инстанциями ошибок и несоответствий, что, в свою очередь, может повлечь за собой начисление штрафов и пеней. Более того, даже если переговоры по ПЦС зашли в тупик и стороны не пришли к соглашению, информация остается у налоговых органов.

Для государства заключение ПЦС также может вызвать некоторые трудности. Следует иметь штат грамотных специалистов, разбирающихся в вопросах ценообразования в целом и в вопросах трансфертного ценообразования в частности. Данные специалисты должны знать специфику налогового законодательства многих стран, уметь анализировать текущую экономическую ситуацию и быть способными к прогнозированию возможных изменений. Немаловажно, чтобы данные специалисты также имели опыт ведения соответствующих переговоров, могли отстоять государственные интересы при заключении ПЦС.

Подготовка необходимой документации для обоснования избранной трансфертной политики является важным аспектом внутрифирменной политики компании, так как на ее основе возможно принятие более грамотных и эффективных стратегических решений. Для налоговых органов данная документация может рассматриваться как отчетность о проводимой компанией трансфертной политике[6]. В качестве ориентира в Рекомендациях при подготовке необходимой отчетности указаны:

•  описание бизнеса;

•  описание структуры организации;

•  описание структуры собственности;

•   представление финансовых результатов деятельности компании в текущем и предшествующих периодах;

•  описание возможных рисков;

•  описание процесса выбора метода трансфертного ценообразования и его обоснование[7].

В руководящих принципах ОЭСР предлагается придерживаться гибкого подхода и рекомендуется устанавливать объем и степень детализации документов, позволяющих проводить проверку соблюдения упомянутого принципа, не обременяя в то же время компании требованиями, влекущими чрезмерные затраты времени и средств. При этом определение четких критериев объема и детализации не представлено, что также дает возможность неоднозначного применения данной нормы.