Регулирование трансфертного ценообразования на международном уровне, страница 3

Наконец, должна быть четко определена и согласована между налоговыми органами формула аллокации прибыли. Необходимо согласовать, на основе какого базиса будут рассчитываться доли той или иной компании в консолидированной прибыли корпорации в целом. Очевидно, что в силу разнонаправленности интересов и национальных особенностей процесс согласования правил расчета распределения прибыли между различными налоговыми юрисдикциями - процесс довольно долгий, вероятность успеха которого, на взгляд автора, довольно низка.

Следовательно, возможность применения альтернативного подхода к определению основополагающей нормы международных стандартов довольно ограничена описанными выше проблемами. Теоретически данная идея, рассматривающая корпорацию как единое целое, а не как совокупность отдельно функционирующих компаний, руководствующихся рыночными принципами взаимодействия, довольно интересна, однако практическая имплементация пока все еще стоит под вопросом. Первым шагом на пути создания необходимых условий применения глобального налогообложения должна стать, на взгляд автора, гармонизация стандартов отчетности. Однако отсутствие на сегодняшний день данных условий оставляет «правило вытянутой руки» основным принципом, применяемым в международной практике.

В соответствии с принципом «вытянутой руки», ОЭСР определяет три «стандартных» метода, основанных на анализе сделки (метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод последующей реализации и затратный метод «издержки плюс»), и два «нестандартных» метода, основанных на анализе прибыли (метод распределения прибыли и метод чистой маржи). При этом указывается приоритетность «стандартных» методов, тогда как «нестандартные» методы трансфертного ценообразования рекомендуется использовать только в случае отсутствия необходимой информации для применения первых[4]. Подробное описание методов, их преимуществ и недостатков было приведено в первой главе диссертационного исследования автора.

Целью Рекомендаций ОЭСР является, с одной стороны, уменьшение столкновений интересов, возникающих между международной компанией и налоговыми юрисдикциями стран, в которых она функционирует, с другой - определение возможных путей решения споров между разными налоговыми органами относительно распределения налогооблагаемой прибыли (каждый налоговый орган стремится пересчитать трансфертную цену в свою пользу). Эти две цели являются взаимообусловливающими. Удовлетворение компанией требований налоговых органов, скорее всего, уменьшит количество возможных споров между налоговыми юрисдикциями. При этом согласование интересов налоговых органов облегчит функционирование международной компании за счет уменьшения требований, споров, в которых она также принимает участие, проверок, решит проблему двойного налогообложения и др.

Для достижения поставленных целей в Рекомендациях ОЭСР определены две основные группы возможных процедур: процедуры национального и международного уровней.

К процедурам национального уровня относятся проведение налогового аудита компаний, оспаривание решения налоговых органов, функциональный анализ сопоставимости сделок, предварительные ценовые соглашения (ПЦС) с налоговыми органами, подготовка необходимой документации для обоснования избранной трансфертной политики, введение системы штрафов и наказаний за необоснованные трансфертные цены.

Проведение функционального анализа необходимо для обеспечения «сопоставимости» анализируемых сделок. Как было отмечено ранее, согласно Рекомендациям ОЭСР, трансфертная цена приравнивается к рыночной цене аналогичной по всем параметрам сделки с учетом возможных корректировок. При этом для того, чтобы правильно выбрать объект сравнения, необходимо провести анализ всех параметров сделки, включая потенциальные риски заключения сделки со сторонней организацией[5].