В-третьих, неясно, насколько точно способен регулятор просчитать последствия своих действий по изменению процентных ставок. Мировая и российская экономическая практика свидетельствуют, что повышение стоимости заемных средств, равно как и другие способы «денежного сжатия», не всегда приводит к сокращению темпов роста цен. Напротив, в условиях кредитных ограничений компании с целью пополнения своих оборотных средств стремятся компенсировать недоступность подорожавших кредитных ресурсов повышением цен на свою продукцию, что только способствует увеличению темпов инфляции[5]. Кроме того, здесь следует учитывать и то обстоятельство, что инфляция многолика и не всегда вызывается монетарными факторами. Воздействовать инструментами денежно-кредитного регулирования на динамику инфляции издержек практически невозможно, а это значит, что способность Банка России поддерживать принятые параметры инфляции в условиях слабо предсказуемой и никак не регулируемой национальными денежными властями мировой стоимости энергоносителей (в значительной степени определяющей динамику цен на подавляющее большинство товаров и услуг на внутреннем рынке) может оказаться недостаточной для успешной реализации принятого долгосрочного курса таргетирования инфляции.
Кроме того, как уже отмечалось выше, качество экономико-математического прогнозирования не позволяет обеспечить точные прогнозы по параметрам инфляции и другим связанным показателям, поскольку экономико-математические модели не в состоянии учесть все факторы, которые будут оказывать влияние на анализируемые процессы в будущем (к ним относятся как внутренние вопросы ценового регулирования, лежащие за пределами полномочий центральных банков, так и внешние, связанные с фактически неконтролируемыми национальными регуляторами процессами формирования международной ликвидности и мировой сырьевой конъюнктуры).
Подводя итог вышесказанному, заметим, что сегодня, когда экономика России ощущает на себе последствия мирового финансового кризиса, а задачи ее диверсификации требуют существенных дополнительных денежных вливаний, переход к инфляционному таргетированию и, как следствие, к довольно жесткому контролю над параметрами денежного предложения,следует осуществлять с большой осторожностью.
Вместе с тем, в среднесрочной перспективе, по мере наращивания экономических показателей, с целью обеспечения снижения инфляции до уровня 6–7%, можно будет вести речь о постепенной трансформации целеполагания денежно кредитной политики ЦБ РФ от стабильности обменного курса к долгосрочной ценовой стабильности.
[1] В 2007-2008 гг. более 70% экспорта РФ составляло энергетическое сырье и продукты его переработки, при этом круг экспортеров ограничен и представлен небольшим количеством крупных компаний.
[2] C 23 апреля по 28 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижалась 10 раз – с 13 до 8,75%. С 1 июня 2010 г. ставка рефинансирования равна 7,75%. Параллельно снижались и фиксированные ставки по ломбардным кредитам (ставка рефинансирования минус 1) и операциям прямого репо (то есть фактические ставки, по которым предоставляются кредитные ресурсы коммерческим банкам на сроки от 1 дня до 1 года - сегодня это 1-7 дн – 6,75%, 1 год – 7,50%).
[3] Дробышевский С.М., Трунин П.В., Каменских М.В. Анализ трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики в российской экономике. – М.: ИЭПП, 2008. – С.78-79.
[4] Сенчагов В.К., Андрюшин С.А., Бурлачков В.К., Кузнецова В.В. Экспертное заключение на Проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов» // Банковское дело.- № 11.- 2009.- с.49.
[5] Бурлачков В.К. Инфляция и качество экономической среды // Банковское дело.- 2009.- № 2.- С.44.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.