К вопросу о трансформации инструментов денежно-кредитного регулирования в РФ, страница 2

3) Валютный канал эмиссии денег составляет более 71,6% (а с учетом монетизации золота 80,6%), поэтому валютные интервенции являются основным инструментом регулирования денежного предложения, в то время как ставка рефинансирования выполняет преимущественно фискальные функции, следуя за рынком. Несмотря на расширение линейки инструментов и условий рефинансирования банков, позволяющих более эффективно регулировать объем ликвидности в стране, процентные ставки не являются доминирующим инструментом денежно-кредитного регулирования.

В целом валютная политика должна быть направлена на среднесрочное, замедленное ослабление рубля, сокращение разрыва между реальным эффективным курсом и номинальным курсом рубля; регулирование счета капитала с использованием инструментов, направленных на ограничение потоков «горячих денег»; укрепление международного статуса рубля.

Задача насыщения национальной экономики достаточным объемом финансовых ресурсов должна быть реализована посредством повышения уровня монетизации ВВП, а также обеспечения первоочередного направления ликвидности через банки в реальный сектор экономики. Кроме того, реализация денежно-кредитной политики должна быть напрямую связана с управлением процессами трансформации банковского сектора – следует постепенно решать как его институциональные проблемы (высокий уровень монополизма государственных и квазигосударственных банков), так и функциональные (недостаточность капитальной базы и долгосрочных кредитных ресурсов).

Практические инструменты здесь могут быть следующими:

1) Переход от валютного канала эмиссии денег к кредитному и фондовому (которые сегодня составляют лишь 13,6 и 2,2%). Монетизация государственного и частного долга по сравнению с монетизацией золота и иностранной валюты позволяет не только избежать своеобразной «платы» за эмиссию в форме увеличений объема экспорта, но и обеспечить деньгами реальный хозяйственный оборот, при этом ЦБ может предсказуемо влиять на кредитную активность коммерческих банков через «канал тонкой настройки», а государственный бюджет – получать эмиссионный сеньораж.

2) Превращение Банка России в полноценный институт развития экономики по примеру ФРС США и ЕЦБ, посредством использования инструментов средне- и долгосрочного рефинансирования банков, в том числе и под залог долговых обязательств их клиентов. В этом случае дополнительная денежная эмиссия через кредитный канал будет ориентирована на конкретные инвестиционные проекты, что обеспечит тесную координацию монетарной политики с экономической инвестиционной и промышленной политикой.

3) Принципиальное изменение режима управления валютными резервами страны. Так, до половины объема резервов, составляющих сегодня 530 млрд долл., целесообразно вкладывать не в государственные долговые обязательства ведущих мировых держав, а в долгосрочные инвестиционные кредиты на технологическое обновление предприятий приоритетных отраслей (через банки развития или крупнейшие госбанки). При этом важно обеспечить валютный контроль за движением этих ресурсов во избежание их оттока за рубеж.

Россия, г. Санкт-Петербург, 191023, Садовая улица, дом 21, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, Леонтьева Ирина Петровна, к.э.н., доцент, +79213135880, leoni64@mail.ru

Леонтьева И.П., к.э.н., доцент

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РФ

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов

Таргетирование инфляции (inflation targeting) – это достаточно новый режим денежно-кредитной политики, получивший в последние годы все более широкое распространение в мировой практике денежно-кредитного регулирования. Первой режим таргетирования инфляции ввела Новая Зеландия в 1990 г. Позже данный режим был принят денежными властями более 20 стран, причем если первоначально таргетирование инфляции использовали преимущественно развитые страны (Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия), то на рубеже тысячетелетий его все шире стали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Бразилия, Мексика, Перу, Чили и многие другие).