К вопросу о трансформации инструментов денежно-кредитного регулирования в РФ, страница 5

Учитывая, что в условиях инфляционного таргетирования центральные банки не имеют действенных рычагов влияния на обменный курс национальной валюты, увеличение его волатильности может негативно сказаться на способности денежных властей поддерживать объявленные параметры инфляции и формировать долгосрочные низкие инфляционные ожидания. Таким образом, пусть и снижающийся в последние годы, но все еще достаточно высокий уровень долларизации российской экономики, не будет способствовать эффективности принятого курса.

4) В-четвертых,·для реализации избранного курса необходимо наличие устойчивой банковской системы и развитых финансовых рынков.

Несмотря на то, что финансово-банковская система России в последнее десятилетие развивается достаточно высокими темпами, по уровню капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность она пока отстает от многих развитых стран. Кроме того, с началом кризиса российская банковская система и финансовый рынок испытывают серьезные трудности, как и финансово-банковские структуры во всем мире, поэтому быть эффективным проводником нового курса денежных властей они вряд ли способны.

5) В-пятых, для эффективной реализации политики инфляционного таргетирования·центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.

Однако даже при наличии надежной статистической базы и высокой квалификации аналитиков проблема точного и достоверного измерения инфляции в конкретный момент времени остается одной из наиболее актуальных для денежных властей, поскольку ценовая динамика существенно разнится по отдельным регионам, товарным группам, периодам времени, и статистические результаты всегда имеют определенную степень допущений, а прогнозные значения, как правило, вариативны и зависят от множества эндогенных и экзогенных факторов.

6) В-шестых, для обеспечения доверия экономических агентов к проводимой центральным банком денежно-кредитной политики важно сформировать систему раскрытия информации, усиливающую публичность и прозрачность деятельности регулятора.

Необходимость системной трансформации структуры национальной экономики и базовых условий денежно-кредитного регулирования означает, что переход к классическому режиму инфляционного таргетирования сегодня в России невозможен.

Мировой опыт позволяет говорить о том, что России как стране-экспортеру с развивающимся финансовым рынком целесообразно вначале попытаться использовать модифицированный вариант, предполагающий возможность параллельного таргетирования двух базовых ориентиров – инфляции и эффективного валютного курса, при условии преобладания целевого ориентира по инфляции. То есть регулирование валютного курса будет иметь второстепенную роль, а главной целью денежно-кредитного регулирования станет достижение ценовой стабильности.

Этот т.н. промежуточный режим двойного таргетирования инфляции и валютного курса, где номинальному курсу национальной валюты придается меньший вес (как правило, не более 0,5) по сравнению с установленным целевым нормативом инфляции, можно рекомендовать на период окончания модернизации финансовой системы и завершения экономических реформ. При реализации режима двойного таргетирования инфляции и обменного курса рубля Банк России может устанавливать достаточно широкие возможные границы колебания уровня инфляции и активно действовать на рынке валюты для коррекции процентных ставок на межбанковском рынке.

Но даже в этом случае остается множество проблемных вопросов.