Кроме того, успешная реализация режима инфляционного таргетирования требует обязательного соблюдения определенных условий, характеризующих довольно высокий уровень развития национальной экономики и ее институциональных структур, степень зрелости ее финансовой и банковской систем, а также реальную способность денежных властей проводить самостоятельную денежно-кредитную политику и адекватно оценивать ее практические результаты.
Эти условия в России необходимо сформировать:
1) Во-первых, в законе о центральном банке главная цель его деятельности должна быть сформулирована как достижение ценовой стабильности, при этом денежные власти должны жестко придерживаться объявленных целей и решений и иметь для этого полный перечень инструментов монетарного регулирования цен. Центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.
Вместе с тем, несмотря на законодательную автономию, Банк России регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти по вопросам денежно-кредитной политики, что может свести к нулю его способность удерживать параметры инфляции.
Важное значение при этом имеет наличие свободного ценообразования в стране. Поскольку в РФ практика государственного регулирования внутренних цен распространена достаточно широко (в первую очередь это касается регулирования цен на энергоносители, что в свою очередь оказывает опосредованное влияние на ценообразование по широкому перечню товаров и услуг), способность денежных властей контролировать динамику цен соответственно снижается.
Более того, зарубежный опыт демонстрирует, что реализовать таргетирование инфляции невозможно, если основным фактором, способствующим развитию инфляционных процессов в экономике, выступает монопольное ценообразование, особенно естественных монополий, поскольку в этом случае центральный банк не может эффективно противодействовать инфляции монетарными методами.
2) Во-вторых, важно обеспечить диверсифицированную структуру экспорта, в целях снижения зависимости обменного курса национальной валюты от мировых цен на экспортируемое сырье, т.к. инфляционное таргетирование не предусматривает рычагов воздействия на валютный курс, что может привести к усилению его волатильности.
Практика реализации механизмов инфляционного таргетирования свидетельствует о том,·что оно никогда не применялось странами с недиверсифицированной структурой экспорта, экономика которых испытывает сильную зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье, что связано с низкой прогнозируемостью макроэкономической ситуации в таких странах, а также со значительными колебаниями обменного курса национальных валют вследствие изменения конъюнктуры мировых товарных рынков.
Поскольку особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность[1], вследствие чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и, прежде всего, на энергоносители, способность денежных властей удерживать в прогнозных значениях инфляцию и связанные показатели можно расценивать как достаточно низкую.
При этом если управление валютным курсом, используемое Банком России в последние годы, позволяло достаточно эффективно нивелировать негативное воздействие неблагоприятной конъюнктуры мирового сырьевого рынка на экономику и финансовую сферу страны, то инфляционное таргетирование таких рычагов воздействия просто не предусматривает.
3) В-третьих, следует минимизировать уровень долларизации финансовой сферы, поскольку если в развитых странах с преобладающим влиянием национальной валюты рост цен оказывает влияние на динамику валютного курса, то в долларизированных экономиках, наоборот, динамика валютного курса является важнейшим индикатором инфляционных ожиданий – именно падение курса национальной валюты может стать главной причиной резкого роста потребительских цен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.