Геодезическое обоснование для стереотопографической съемки масштаба I:5000: Методические разработки, страница 2

По заданным значениям  Рх , Ру  и масштабу фотографирования вычисляется Вх - расстояние между центрами аэроснимков и Ву -расстояние между маршрутами (в метрах) по формулам:

                             (2.1)

                            (2.2)

где   - размер стороны аэроснимка, равны” 18 см. Количество маршрутов, необходимых для съемки участка, рассчитывается  по формуле :

                                    (2.3)

где Lу - ширина съемочного участка на местности. Количество маршрутов увеличивается на один для того, чтобы границы участ­ия, параллельные направлению маршрутов, перекрывались половиной аэроснимка. Количество аэроснимков в маршруте определяется по формуле:

                                                                              (2.4)

где Lх - длина съемочного участка.

Границы участка, перпендикулярные направлению маршрутов аэрофо­тосъемки, должны быть перекрыты с двух сторон на 1,5 аэросним­ка. Количество маршрутов и число снимков округляются до целых единиц в сторону увеличения. Общее количество аэроснимков при аэрофотосъемке участка будет равно

N =   n  .  к                (2.5)

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ  АЭРОФОТОСЪЕМОЧНЫХ  МАРШРУТОВ

НА КАРТЕ

Графическая часть проекта выполняется на кальке, наложенной на карту. Участок работ ограничивается рамками трапеций, подле­жащих съемке. На схеме подписываются номенклатура и масштаб карты, используемой для составления проекта. Карандашом прочер­чиваются оси маршрутов. Ось крайнего маршрута примерно совмеща­ется с одной из границ участка. От прочерченной оси маршрута откладываются расстояния, равные Ву : М (рис.1), где М - знаме­натель масштаба используемой карты. Затем на осях маршрутов на­мечаются центры аэроснимков, размещение центров снимков следует начинать с западной границы участка (при направлении маршрутов "запад-восток"). Расстояния между центрами аэроснимков равны Вх : М.

 Центры снимков следует вычертить тушью кружком иди квадратом размером 1,0 - 1,5 мм.

Для того, чтобы выделить зоны поперечных перекрытийснимков в маршрутах следует от осей маршрутов в обе стороныотложить расстояния равные 0,5    (в масштабеиспользуемой карты). Для наглядности зоны поперечныхперекрытий снимков слегка закра­шиваются цветным карандашом рис.1.

 - граница участ­ка;

m - знаменатель масштаба аэросъемки;

М - знаменатель масштаба используемой карты;

 - размер сторо­ны аэроснимка;

- --  граница аэро­фотосъемки .

На кальке схематически показывается основная контурная часть карты. Оконтуриваются наиболее крупные и важные элементы ситуации. Элементы гидрографии окрашиваются карандашом в голу­бой цвет, лес - в зеленый, населенные пункты обводятся контуром без выделения кварталов и домов, железные и шоссейные дороги на­носятся двойными линиями.

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНОВЫХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СЕТЕЙ СГУЩЕНИЯ

При составлении курсового проекта требуется предусмотреть сгущение геодезической основы до плотности, установленной /I/.  За­проектированные пункты сетей сгущения будут служить исходными для построения съемочных сетей, а также могут быть использованы для последующих топографо-геодезических работ на этом участке. Плотность плановой геодезической основы должна быть доведена до 4 пунктов на I км2 в застроенной и I пункта на I км  на незастроенной территориях. Геодезическую опорную сеть следует   сгу­щать методами полигонометрии 4 класса, I и 2 разрядов. При этом рекомендуется избегать построения многоступенчатой сети, ограни­чиваясь отдельными ходами и системами ходов одного разряда с ма­лым числом узловых точек.

При составлении проекта необходимо предусмотреть, чтобы меж­ду смежными пунктами была взаимная видимость, чтобы места,   вы­бранные для закладки пунктов, были легко доступными и была  обе­спечена долговременная их сохранность. Нельзя проектировать пун­кты геодезической сети на пашне, болотах, на проезжих частях до­рог.

Закрепление пунктов геодезических сетей сгущения должно быть

предусмотрено в соответствии с приложениями 4 и 5 /I/.

Горизонтальные углы в длины сторон в полигонометрических хо­дах должны измеряться с соблюдением требований таблицы 3,  при­веденной в /I/. Отдельный ход полигонометрии должен опираться на два исходных пункта. Не рекомендуется проектировать замкнутые ходы, опирающиеся на один исходный пункт. Угловая привязка производится по двум исходным дирекционным направлениям. В ка­честве одного из двух направлений может быть принято направление на ориентирный пункт/Измерение углов должно производиться теодолитами Т2, Т5 или равноточнымиим (см.приложение 9 /1/) по трехштативной системе, способом измерения отдельного угла  или способом круговых приемов. Дании в полигонометрических ходах в зависимости от их класса (разряда) могут быть измерены свето- и радиодальномерами, базисными приборами 31-2 и Ш-3, параллак­тическим методом, редукционными тахеометрами ТД и Редта-002,оп­тическим дальномером ОТД. При использовании для линейных  изме­рений свето- и радиодальномеров длины сторон и ходов могут быть увеличены на 30%. Проект составляется на карте сначала в каран­даше и переносится на кальку. После составления графической ча­сти проекта следует произвести предвычисление точности запроек­тированных полигонометрических ходов. Предвычисление точности достаточно сделать для одного хода каждого класса для разряда, имеющего наибольшую длину из запроектированных, иди для системы ходов.

Для предвычисления точности устанавливается форма хода.  Ход считается вытянутым, если выполняется одно из условий:

а) разность дирекционных углов сторон хода и замыкающей  не превышает 30о.

б) расстояние от углов поворота хода до замыкающей не превы­шает величины     , где   L  - длина замыкающей хода.

Расчет ожидаемых погрешностей положения пунктов выполняют по формулам, используя измеренные на карте длины линий полигонометрии  Si , расстояния от центра тяжести до пунктов хода Do,i , средние квадратические погрешности измерения углов mb и ли­ний ms   соответствующие принятым приборам.

Предвычисление точности полигонометрии выполняется по форму­лам для случая предварительно уравненных углов (см. приложение 2):

Таблица 3