Кроме того, при функциональной подгонке, одновременное изменение параметров регулируемых элементов технически трудно осуществимо. Поэтому, как правило, организуются последовательные процедуры поиска экстремума типа алгоритма Гаусса-Зейделя.
Исследования вариаций чувствительностей гибридно-пленочных микросборок /21,32,56,64,65,137 и др./ в условиях больших разбросов удельных поверхностных сопротивлений показало, что сами чувствительности являются функциями первичных параметров и, при случайных их отклонениях и сильных корреляционных связях между параметрами пленочных пассивных элементов имеют разбросы (поля рассеяния) соизмеримые с разбросами первичных параметров. Для двумерного случая этот факт можно представить в виде векторной диаграммы рис. 5. 17. При этом случайную величину в первом приближении можно определить, ее полем рассеяния . Тогда вектор направления движения системы при вариации , при различных сочетаниях первичных параметров влияющих на выходной контролируемый параметр будет находится в пределах заштрихованной области и, в общем случае определяться многомерной плотностью распределения вероятностей.
Рис. 5.17. Векторная диаграмма чувствительностей в пространстве координат
отклонений выходных контролируемых параметров DY1/Y1 и DY2/Y2.
Рис. 5.18. Векторная диаграмма определения регулируемого элемента.
Допуски на выходные контролируемые параметры на данной диаграмме будут представлять собой прямоугольную область ограниченную предельно допустимыми значениями .
Случайные отклонения первичных параметров приводят к отклонениям выходных контролируемых параметров, которые в пространстве их отклонений будут представлять собой точку О1 с координатами за пределами допусковой области.
Процесс подгонки в данном случае можно представить как движение системы из точки О1 к точке О, т.е. в пределы заданных допусков. В пространстве отклонений выходных параметров декартово расстояние между этими точками составляет
.
Вариация первичного параметра в сторону увеличения представляется как движение системы в направлении суммарного вектора , модуль которого определяется как
;
при вариации в сторону уменьшения движение системы будет происходить в противоположном направлении.
Если направление вектора совпадает с направлением ОО1, то приращение подгоняемого первичного параметра в относительных единицах будет равно .
Количественной характеристикой движения системы с помощью подгоняемого элемента можно представить угол между направлением О1О к номинальным значениям выходных контролируемых параметров и направлением вектора (рис.5.18), либо одна из функций данного угла, например соs . Максимальное значение соs = 1 означает полное совпадение направлений подгонки при увеличении регулируемого параметра; при соs = -1 подгоняемый элемент необходимо изменять в сторону уменьшения. В случае, когда соs = 0 - направление движения системы будет перпендикулярным к оптимальному направлению подгонки.
Функция соs может быть легко представлена через скалярное произведение векторов измеренных отклонений выходных контролируемых параметров и вектором ,,…,,…,
,
Здесь - скалярное произведение векторов ; , - модули векторов, соответственно .
Тогда при подгонке одним регулируемым элементом для всего множества рассчитывают множество , ,…, для соответствующих измеренных отклонений . Для подгонки необходимо использовать элемент с -м параметром для которого , ,…, .
В том случае, если величина имеет отрицательный знак, то подгонка должна осуществляться в сторону уменьшения параметра.
Для каждого -го подгоняемого элемента можно задать область , величина которой зависит от направления вектора и размеров допусковой области D, в пределах которой все узлы с отклонениями , попадающими в эту область, могут быть подогнаны в пределы допуска. Судя по рис. 5. 17 границы области могут быть заданы ограничениями
,
,
где .
В общем случае можно задать систему линейных неравенств
определяющих положение области в пространстве отклонений выходных контролируемых параметров.
Подгонка одним регулируемым элементом дает возможность резко сократить затраты. Если подгонка данным элементом невозможна, то есть движение системы в направлении вектора не позволяет попасть в допусковую область, то необходимо выбрать второй регулируемый элемент с направлением ортогональным направлению . В этом случае возможна подгонка узлов в плоскости, образованной векторами и , а при подгонке двух контролируемых выходных параметров (рис. 5.18) узлы с любыми отклонениями выходных параметров могут быть подогнаны в допусковую область. При этом следует учитывать технологические ограничения, связанные с направлениями подгонки регулируемых элементов и, положением и размерами полей рассеяния выходных контролируемых параметров.
При увеличении размерности пространства выходных контролируемых параметров , очевидно, подгонка из любой точки отклонений выходных контролируемых параметров может быть осуществлена c помощью регулируемых параметров. Этот случай возникает тогда, когда отсутствует информация о расположении полей рассеяния .
Для двумерного случая (рис.5.18 ) векторы регулируемых элементов и должны быть ортогональны, т.е. скалярное произведение
, (5.85)
а модули этих векторов - равны .
В противном случае регулировка в направлении перпендикулярном вектору будет приводить к значительным приращениям при подгонке регулируемых параметров, и возможному выходу за пределы области работоспособности схемы /58,64/.
Cреди множества регулируемых параметров для реальных схем может не найтись векторов удовлетворяющих требованиям (5.85). В этом случае необходимо выбирать векторы регулируемых параметров с минимальным значением скалярного произведения и наиболее близкие по модулю.
При подгонке необходимо обеспечить общее движение системы (компенсации погрешностей к центру системы координат О. Для этого необходимо, чтобы результирующий вектор направления движения совпадал или отклонялся на минимальный угол относительно направления О1О. Для общего случая положение вектора можно представить в следующем виде
,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.