Кроме того, при функциональной подгонке, одновременное изменение параметров регулируемых элементов технически трудно осуществимо. Поэтому, как правило, организуются последовательные процедуры поиска экстремума типа алгоритма Гаусса-Зейделя.
Исследования вариаций чувствительностей гибридно-пленочных микросборок
/21,32,56,64,65,137 и др./ в условиях больших разбросов удельных поверхностных
сопротивлений показало, что сами чувствительности
являются функциями первичных параметров и, при случайных их отклонениях и
сильных корреляционных связях между параметрами пленочных пассивных элементов
имеют разбросы (поля рассеяния) соизмеримые с разбросами первичных параметров.
Для двумерного случая этот факт можно представить в виде векторной диаграммы
рис. 5. 17. При этом случайную величину
в
первом приближении можно определить, ее полем рассеяния
. Тогда вектор направления движения
системы при вариации
, при различных сочетаниях
первичных параметров влияющих на выходной контролируемый параметр
будет находится в пределах
заштрихованной области и, в общем случае определяться многомерной плотностью
распределения вероятностей.
Рис. 5.17. Векторная диаграмма чувствительностей в пространстве
координат
отклонений выходных контролируемых параметров DY1/Y1 и DY2/Y2.
Рис. 5.18. Векторная диаграмма определения регулируемого элемента.
Допуски на выходные контролируемые параметры на данной диаграмме будут
представлять собой прямоугольную область ограниченную предельно допустимыми
значениями .
Случайные отклонения первичных параметров приводят к отклонениям
выходных контролируемых параметров, которые в пространстве их отклонений будут
представлять собой точку О1 с координатами за
пределами допусковой области.
Процесс подгонки в данном случае можно представить как движение системы из точки О1 к точке О, т.е. в пределы заданных допусков. В пространстве отклонений выходных параметров декартово расстояние между этими точками составляет
.
Вариация первичного параметра в сторону увеличения
представляется как движение системы в направлении суммарного вектора
, модуль которого определяется как
;
при вариации
в сторону уменьшения движение системы будет
происходить в противоположном направлении.
Если направление вектора совпадает с
направлением ОО1, то приращение подгоняемого первичного параметра
в относительных единицах будет равно
.
Количественной характеристикой движения системы с помощью подгоняемого
элемента можно представить угол
между направлением О1О к
номинальным значениям выходных контролируемых параметров и направлением вектора
(рис.5.18), либо одна из функций
данного угла, например соs
. Максимальное
значение соs
= 1 означает полное совпадение
направлений подгонки при увеличении регулируемого параметра; при соs
= -1 подгоняемый элемент необходимо
изменять в сторону уменьшения. В случае, когда соs
=
0 - направление движения системы будет перпендикулярным к оптимальному
направлению подгонки.
Функция соs может быть легко
представлена через скалярное произведение векторов измеренных отклонений
выходных контролируемых параметров
и вектором
,
,…,
,…,
,
Здесь - скалярное произведение
векторов
;
,
- модули векторов, соответственно
.
Тогда при подгонке одним регулируемым элементом для всего множества рассчитывают множество
,
,…,
для соответствующих измеренных
отклонений
. Для подгонки необходимо
использовать элемент с
-м параметром для которого
,
,…,
.
В том случае, если величина имеет
отрицательный знак, то подгонка должна осуществляться в сторону уменьшения
параметра.
Для каждого -го подгоняемого элемента
можно задать область
, величина которой зависит
от направления вектора
и размеров допусковой
области D, в пределах которой все узлы с отклонениями
,
попадающими в эту область, могут
быть подогнаны в пределы допуска. Судя по рис. 5. 17 границы области
могут быть заданы
ограничениями
,
,
где .
В общем случае можно задать систему линейных неравенств
определяющих
положение области в пространстве отклонений
выходных контролируемых параметров.
Подгонка одним регулируемым элементом дает возможность резко сократить
затраты. Если подгонка данным элементом невозможна, то есть движение системы в
направлении вектора не позволяет попасть в
допусковую область, то необходимо выбрать второй регулируемый элемент
с направлением ортогональным
направлению
. В этом случае возможна подгонка
узлов в плоскости, образованной векторами
и
, а при подгонке двух контролируемых
выходных параметров (рис. 5.18) узлы с любыми отклонениями выходных параметров
могут быть подогнаны в допусковую область. При этом следует учитывать
технологические ограничения, связанные с направлениями подгонки регулируемых
элементов и, положением и размерами полей рассеяния выходных контролируемых
параметров.
При увеличении размерности пространства выходных контролируемых
параметров , очевидно, подгонка из любой точки
отклонений выходных контролируемых параметров может быть осуществлена c
помощью
регулируемых параметров. Этот случай
возникает тогда, когда отсутствует информация о расположении полей рассеяния
.
Для двумерного случая (рис.5.18 ) векторы регулируемых элементов и
должны
быть ортогональны, т.е. скалярное произведение
, (5.85)
а модули этих
векторов - равны .
В противном случае регулировка в направлении перпендикулярном вектору будет приводить к значительным
приращениям при подгонке регулируемых параметров, и возможному выходу за пределы
области работоспособности схемы /58,64/.
Cреди множества регулируемых параметров для
реальных схем может не найтись векторов удовлетворяющих требованиям (5.85).
В этом случае необходимо выбирать векторы регулируемых параметров с минимальным
значением скалярного произведения и наиболее близкие по модулю.
При подгонке необходимо обеспечить общее движение системы (компенсации
погрешностей к центру системы координат
О. Для этого необходимо, чтобы результирующий вектор направления движения
совпадал или отклонялся на
минимальный угол относительно направления О1О. Для общего случая
положение вектора
можно представить в
следующем виде
,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.