16. Работы Макса Валье (Германия) в области РКТ
Макс Валье (1895-1930). Увлекшись с детства идеями покорения космоса, М. Валье в начале 20-х годов разработал план экспериментов, которые должны были привести к созданию реактивного космического корабля. Одним из пунктов плана предусматривалось создание и проведение экспериментов с реактивным автомобилем, что позволило бы, по мысли автора, в достаточной степени изучить и отработать реактивные двигатели. В 1924 г. в своей книге «Полет в мировое пространство», вышедшей в Берлине, М. Валье рассмотрел теорию ракетного полета, представил историю создания ракет «от фейерверочных ракет к кораблю вселенной», дал описания своих изобретений и конструкций будущего аппарата. Популярность идеи межпланетных путешествий в Германии того времени, успех книги привели к тому, что в 1927 г. идеями Валье заинтересовался промышленник и автомобилист Фриц Опель, поддержавший, и морально, и немалыми средствами, идею создания рекордного реактивного автомобиля. Благодаря сотрудничеству с пиротехническими заводами удалось привлечь к работам опытного специалиста по разработке пороховых ракет Фридриха Зандера и создать модель автомобиля, оснащенного 12, а затем и 24 ракетными ускорителями на твердом топливе. Автомобиль конструкции Опеля – Валье – Зандера 23 мая 1929 г. при испытаниях показал рекордную для того времени скорость - 280 км/ч. В мае 1930 г. М. Валье проводил эксперименты с жидкостным ракетным ускорителем, установленным на автомобиле. На стенде двигатель работал исправно, развивая тягу до 300 Н. Однако конструкция его была еще недостаточно отработана, и во время одного из заездов 17 мая 1930 г. произошел сильнейший взрыв. Валье, находившийся в кабине автомобиля за рулем, был смертельно ранен осколком камеры и умер на руках у своих сотрудников. Пожалуй, именно Макс Валье стал последним из выдающихся зарубежных конструкторов-одиночек, работавших в области ракетной техники.
17. Первая государственная организация СССР в области ракетной техники – ГДЛ
Основана в 1921 Н.И.Тихомировым. После его смерти в 1930 ГДЛ перешла под управление Б.С.Петропавловского. В ГДЛ велись разработки реактивных снарядов на бездымном порохе (РС-82, РС-132, РС-245), твердотопливных стартовых ускорителей для тяжелых бомбардировщиков ТБ, электроракетного двигателя (конструкции В.П.Глушко, суть которого состоит в подрыве электрическим током подаваемых в сопло жидких или твердых проводников). Основное направление деятельности ГДЛ – разработка ЖРД. В ГДЛ были применены такие технологии, как оребрение сопла, охлаждение стенок сопла компонентами топлива, создание охлаждающих завес из компонентов в камере сгорания. Были созданы турбонасосные агрегаты (при разработке ОРМ-52 с тягой до 3000 Н).
Ракеты, сконструированные в ГДЛ: 1. РЛА-1 – неуправляемая с ЖРД, с деревянной головной частью и оперением; 2. РЛА-2 – неуправляемая с ЖРД, с дюралевыми головной частью и оперением; 3. РЛА-3 – управляемая приборным отсеком с двумя гироскопическими приборами.
Структура ГДЛ: 1. отдел пороховых ракет (Г.Э.Лангемак); 2. отдел ракет на жидком топливе (В.П.Глушко); 3. авиационного применения РС (В.И.Дудаков); 4. минометный (Н.А.Доровлев); 5. порохового производства (И.И.Кулагин); 6. производственный (Е.С.Петров); 7. административно-хозяйственный.
Основное достижение ГДЛ – освоение «жидкостного ракетного мотора».
18. Реактивный научно исследовательский институт (РНИИ) и его деятельность
21.09.1933 – преобразование ГДЛ и МосГИРД в Реактивный научно-исследовательский институт в структуре РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). Институт тесно сотрудничал с Циолковским. Королёв стал начальником отдела РНИИ по разработке крылатых ракет. Основное соотношение скорости полета ракеты было коллективом РННИ названо «формулой Циолковского», с которым коллектив поддерживал тесные соотношения. В стенах РННИ к началу 1940ых на шасси БМ-13 с маркировкой М-13 были поставлены снаряды РС. В РННИ разрабатывались крылатые ракеты, газогенераторы. 1937-1938 – наземные испытания ракетоплана РП-318. 15 мая 1942 – взлет и полет БИ-1 – прообраза реактивных самолетов современности. 19 мая 1939 – первая двухступенчатая ракета (конструкции Меркулова, первая ступень твердотопливная, вторая на прямоточном воздушно-реактивном двигателе). Известно, что к началу Вов в СССР прошли успешные испытания 45 ракет различного типа, 118 ракетных двигателей, 15 крылатых ракет. В 1944 году РНИИ был расформирован.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.