Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Программирование" (Средства модульного программирования в системе Турбо-Паскаль. ООП. Объекты в динамической памяти), страница 4

-  Dos - использование возможностей MS DOS (TURBO.TPL);

-  Overlay - для организации оверлейных структур (TURBO.TPL);

-  Printer - для работы с принтером (TURBO.TPL);

-  Graph - графическая библиотека (GRAPH.TPU);

-  Strings - для работы с ASCIIZ-строками (STRINGS.TPU);

-  WinDos - использование возможностей MS DOS в сочетании с  ASCIIZ-строками (WINDOS.TPU);

-  Turbo3 - связь с программами Turbo Pascal 3.0 (TURBO3.TPU);

-  Graph3 - связь с графикой Turbo Pascal 3.0 (GRAPH3.TPU).

Использование стандартного модуля CRT.

Модуль CRT содержит константы, переменные, процедуры и функции, предназначенные для работы с консолью. Если стандартные процедуры ввода/вывода реализуются через операционную систему, то модуль CRT позволяет работать с BIOS и непосредственно с видеопамятью.

При работе с экраном через модуль CRT весь экран разбивается на отдельные строки, а каждая строка - на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ (в том числе и пробел). Таким образом весь экран разбивается на отдельные неделимые прямоугольные элементы. Положение каждого элемента экрана определяется его координатами X (номер столбца, в котором расположен элемент) и Y (номер строки). Для каждого элемента можно задать цвет фона (задний план - BackGround) и цвет символа (передний план). Кроме того, символ можно сделать мерцающим. Вся эта информация  - атрибуты символа - помещается в одном байте информации следующим образом:

Биты

7

6

5

4

3

2

1

0

М

Ф

Ф

Ф

С

С

С

С

Буквой М обозначен бит мерцания (символ мерцает, если в этом бите установлена 1), буквами Ф - биты, в которые записывается код цвета фона (биты 4-6), буквами С - биты, в которые помещается код цвета символа (биты 0-3).

Модуль CRT позволяет работать не только со всем экраном, но и выделять в нем прямоугольные окна. Любое окно задается своим левым верхним и правым нижним углом. Эти углы, так же как и положение любого объекта на экране задаются двумя координатами X и Y. При работе в окне координаты отсчитываются от левого верхнего угла окна. При запуске программы выделенное окно совпадает по размеру со всем экраном. По умолчанию установлен режим работы адаптера - 25 строк по 80 позиций в каждой, соответственно координаты такого окна - (1,1) и (80,25).

Коды цветов.

Black

0

Черный

Blue

1

Синий

Green

2

Зеленый

Cyan

3

Голубой

Red

4

Красный

Magenta

5

Фиолетовый

Brown

6

Коричневый

LightGray

7

Светло-серый

DarkGray

8

Темно-серый

LightBlue

9

Светло-синий

LightGreen

10

Светло-зеленый

LightCyan

11

Светло-голубой

LightRed

12

Розовый

LightMagenta

13

Светло-фиолетовый

Yellow

14

Желтый

White

15

Белый

Blink

128

Мерцание символа

Цвета с кодами от 0 до 7 включительно можно использовать как для символов, так и для фона. Остальные цвета и код мерцания можно использовать только для символов.

Процедуры модуля CRT.

ClrScr - Очистка экрана: процедура очищает текущее окно, заполняя его цветом фона, и помещает курсор в его верхний левый угол с координатами (1,1).

TextMode(Mode: Word) - задание текстового режима: устанавливает текстовый режим, заданный параметром Mode, увеличивает текущее окно до целого экрана. Некоторые значения параметра Mode:

0

40х25 черно-белый для цветного адаптера

1

40х25 цветной для цветного адаптера

2

80х25 черно-белый для цветного адаптера

3

80х25 цветной для цветного адаптера