Теория механизмов и машин: Методическое пособие для выполнения контрольной работы и подготовки к сдаче дифференцированного зачета

Страницы работы

Содержание работы

Данное пособие предназначено для студентов III курса заочного обучения специальности 160901 в качестве дополнительного материала по дисциплине «Теория механизмов и машин» при выполнении контрольной работы и при подготовке к сдаче дифференцированного зачета.

1.  Цель и задачи дисциплины

1.1.  Цель преподавания дисциплины

Курс теории механизмов и машин по существу является вводным в специальность будущего инженера и поэтому имеет инженерную направленность, в нем широко используется современный математический аппарат и изучаются практические приемы решения задач анализа и синтеза механизмов – аналитические, с применением ЭВМ, графические и графоаналитические.

Курс ТММ вооружает будущих специалистов ГА знаниями по исследованию и проектированию авиационных механизмов и машин, механизмов аэродромной техники. Полученные в данном курсе знания являются основой для изучения современной авиационной и аэродромной техники на специальных профилирующих кафедрах и необходимы инженерам, работающим в области эксплуатации авиационной техники.

1.2.  Задачи изучения дисциплины

1.2.1.  Иметь представление о видах машин и механизмов, применяемых в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в гражданской авиации, о применении современной вычислительной техники для решения задач анализа и синтеза механизмов.

1.2.2.  Знать принципы построения механизмов и машин.

Знать методы кинематического, силового и динамического анализа рычажных и зубчатых механизмов.

Знать геометрию цилиндрических зубчатых передач.

Знать особенности синтеза сложных зубчатых механизмов.

1.2.3.  Уметь делить механизм на отдельные более простые кинематические цепи.

Проводить кинематический и силовой расчет рычажных механизмов.

Проводить динамический расчет рычажных механизмов.

Проводить анализ и синтез планетарных зубчатых механизмов.

1.2.4.  Иметь навыки по разделению рычажных механизмов на структурные группы.

Иметь навыки по определению кинематических характеристик точек и звеньев рычажных механизмов.

Иметь навыки по расчету геометрических характеристик зубчатых колес и эвольвентного  зубчатого зацепления.

Иметь навыки по расчету кинематических характеристик зубчатых механизмов, в том числе планетарных и дифференциальных.

Иметь навыки по силовому расчету зубчатых механизмов (простых и планетарных).

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

Для усвоения учебного материала, излагаемого в дисциплине, необходимо знание следующих дисциплин:

в курсе «Физика» раздел физические основы механики Ньютона;

в курсе «Высшая математика» раздел основы линейной алгебры и аналитической геометрии, математический анализ. В частности, требуется знание таких тем, как векторная алгебра, дифференцирование и его приложения;

в курсе «Теоретическая механика» разделы – статика, кинематика точки и твердого тела, динамика (принцип Д’Аламбера).

2.  Содержание дисциплины

2.1.  Дисциплина «Теория механизмов и машин» включает темы:

Тема 1. Структурный и кинематический анализ рычажных механизмов (1), гл.1, гл.2, §2.1 – 2.5; гл.3, §3.1 – 3.2.

Машиностроение – ведущая отрасль народного хозяйства.

Основные задачи курса теории механизмов и машин. Структура и принципы построения механизмов. Кинематические пары. Кинематические цепи. Плоские механизмы. Структурная формула плоского механизма – формула Чебышева. Классификация механизмов. Группы Ассура. Класс механизмов.

Кинематический анализ рычажных механизмов. Задачи и методы кинематического анализа плоских механизмов.

Кинематический анализ рычажных механизмов графоаналитическим методом. Масштабы. Построение плана механизма. План скоростей плоских механизмов. Свойства планов скоростей. Теорема подобия.

Построение планов ускорений плоских механизмов.

Свойства планов ускорений. Теорема подобия.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание:

1. Два звена, находящиеся в соприкосновении и допускающие определенное относительное движение – это кинематическая пара.

Звенья, соединенные кинематическими парами, образуют кинематическую цепь, и кинематическая цепь, поставленная на фундамент – это механизм.

Например, рычажный механизм управления рулем высоты самолета. Необходимо уяснить класс механизма и формулу его строения, так как в дальнейшем силовой расчет механизма проводят, используя класс механизма (например, второй).

2. К изучению кинематического анализа рычажных механизмов графо- аналитическим методом можно переходить после повторения основных теорем кинематики, касающихся теории плоского движения: поступательного, вращательного и плоско-параллельного.

Поступательное движение твердого тела:

·  Скорости всех точек звена в данный момент равны между собой и одинаково направлены

            ||

·  Ускорения всех точек звена равны и параллельны друг другу

 ;   ||  ||

Вращательное движение твердого тела:

·  Закон вращательного движения

jf (t)  ;   ,

w - угловая скорость звена, кинематическая характеристика вращательного движения.

·  Относительные или окружные скорости точек звена пропорциональны расстояниям до оси вращения с общим множителем пропорциональности, равным угловой скорости

Похожие материалы

Информация о работе