Общая последовательность проектирования ТП изготовления машины:
– проектирование технологических процессов сборки, при этом анализируется служебное назначение, конструкторская документация; проектируются операции общей сборки, как всех сборочных единиц, так и изделия в целом; оформляется технологическая документация;
– проектирование технологических процессов изготовления отдельных деталей в условиях соответствующего типа производства (единичного, серийного или массового); осуществляется выбор или проектирование средств технологического оснащения, а также выбор и обоснование сособов получения заготовок;
– проектирование участков, цехов и заводов.
11.3. Технико-экономические принципы и задачи технического
проектирования.
В основу разработки технических процессов положено три принципа: технический, экономический и организационный.
В соответствии с техническим принципом проектируемый ТП изготовления изделия должен полностью обеспечить выполнение требований чертежа и ТУ на изделие по:
– точности деталей: по размерам, форме, внешнему виду, и внутренним свойствам;
– точности машины: по точности перемещения её конечных ведомых звеньев, исчисляемых в сотых, а иногда и тысячных долях миллиметра;
– качеству поверхностей деталей машины, которое определяется геометрическими и физико-механическими параметрами: волнистостью, шероховатостью, твердостью, глубиной и интенсивностью упрощения, величиной и характером внутренних напряжений;
– технологичности конструкции изделий, которая характеризуется себестоимостью, трудоёмкостью, материалоёмкостью, степенью унификации, уровнем взаимозаменяемости и др.
В соответствии с экономическим принципом проектируемый ТП должен обеспечивать минимальные затраты труда и издержки производства, чтобы:
– заготовки по форме и размерам приближались к готовым деталям; степень приближения зависит от программы выпуска изделий, т.е. чем больше программа выпуска, тем больше приближение, а припуск на обработку при этом будет минимальным;
– схемы базирования деталей обеспечивали минимальную простоту и надёжность конструкции приспособлений;
– припуски на черновую, чистовую и окончательную обработку были рационально распределены;
– последовательность и структура операций обеспечивали качество изготовления при минимальных затратах времени и средств;
– оборудование было высокопроизводительным и мощным позволяющим концентрировать переходы и использовать многоинструментальную обработку, механизировать и автоматизировать вспомогательные работы;
– технологическая оснастка была высокопроизводительной, точной, эффективной, с минимальным временем на установку и снятие заготовок;
– режущие и мерительные инструменты были стандартными, широко распространёнными;
– режимы резания были оптимальными, т.е. при обработке максимально использовалась мощность станков и обеспечивалась высокая стойкость режущих инструментов;
– нормы времени были технически обоснованы.
В соответствии организационным принципом проектируемый ТП должен осуществляться в условиях, обеспечивающих максимальную эффективность, чтобы:
– форма организации ТП соответствовала типу производства;
– размещение оборудования на участке обеспечивало непрерывное изготовление изделия и минимальные транспортные пути;
– Каждое рабочее место соответствовало требованиям научной организации труда и санитарно-гигиеническим нормам;
– обеспечение рабочих мест заготовками, инструментом, СОЖ, СОМ, уборкой стружки пр. было своевременным;
– проектирование ТП было многовариантным;
Из нескольких вариантов ТП выбирают оптимальный по себестоимости и производительности.
При равной производительности выбирают вариант с меньшей себестоимостью, а при равных себестоимостях – более производительный.
При разных производительностях и себестоимостях выбирают с меньшей себестоимостью при производительности не ниже требуемой, а иногда (в исключительных случаях) – более производительный.
11.4. Проектирование технологических процессов
сборки машин.
Процесс сборки является заключительным этапом изготовления машины, в значительной степени определяющим её основные эксплуатационные качества.
Отличная конструкция, высококачественные материалы, высокоточное изготовление деталей с оптимальным состоянием поверхностей не гарантируют высоких эксплуатационных качеств машины, так как для этого ещё необходимо высококачественное проведение всех этапов сборки машин, т.е. соединения и регулировки отдельных сборочных единиц (узлов), общей сборки и испытаний машин в целом.
Технологический процесс сборки является частью производственного процесса, непосредственно связанной с последовательным соединением, взаимной ориентировкой и фиксацией деталей и сборочных единиц (узлов) для получения готового изделия, удовлетворяющего служебному назначению.
В связи с этим необходимо знать и анализировать причины возникновении погрешностей при сборке, к которым относятся:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.