– ошибки, допускаемые при ориентации и фиксации положения собираемых деталей;
– неточности установки калибров и измерительных средств;
– ошибки и погрешности регулирования, пригонки и контроля точности положения деталей в сборочных узлах и в машине, а также погрешности самих измерительных средств;
– относительные сдвиги деталей и узлов при их фиксации;
– образование зазоров на сопрягаемых поверхностях;
– упругие деформации сопрягаемых деталей и сборочных единиц при их установке и фиксации;
– пластические деформации поверхностей сопрягаемых элементов.
Эксплуатационные и лабораторные испытания показали, что качество сборки существенно влияет на эксплуатационные показатели машин: работоспособность, надёжность, долговечность, наработка до первого отказа и др.
В таблице 11.1 приведён пример влияния качества сборки болтового соединения (величины предварительной затяжки) на его эксплуатационные свойства:
Таблица 11.1
Влияние усилия предварительной затяжки болтов.
Рз, Н |
Рабочая нагрузка, Н |
Срок службы, циклов |
6320 |
0 – 41000 |
5960 |
26300 |
– " – |
35900 |
32100 |
– " – |
214000 |
37500 |
– " – |
500000 |
В настоящее время трудоёмкость сборочных работ в машиностроении составляет ~30–35% от общей трудоёмкости изготовления изделий; в приборостроении, электро- и радиотехнической промышленности ~40–60%.
Относительная трудоёмкость сборочных работ непрерывно растёт, т.е. численность рабочих в сборочных цехах растёт быстрее, чем в механических цехах.
В настоящее время в машиностроении механизировано в среднем 25% и автоматизировано около 5% сборочных работ, в основном, ручные работы, требующие больших затрат физического труда и высокой квалификации рабочих.
Таким образом, проблемы качества и производительности процессов сборки остаются одной из первоочередных задач современного машиностроения.
а). Классификация видов и организационных форм сборки.
Сборка – это образование разъёмных и неразъёмных соединений составных частей заготовки или изделия путём простого соединения, запрессовки, свинчивания, сварки, клёпки, пайки и т.д.
По объёму выполнения различают узловую и общуюсборку. В условиях единичного и мелкосерийного производств основная часть работ приходится на общую сборку. С увеличением серийности выпуска возрастают работы по сборочным единицам, а для массового производства узловая сборка превосходит по объёму общую.
По стадии процесса сборка подразделяется на следующие виды:
– предварительная, которая в последующем подлежит разборке, её целью является определение размера неподвижного компенсатора;
– промежуточная, выполняемая для дальнейшей совместимости механической обработки (например, корпус редуктора совместно с крышкой для обработки отверстия под подшипники);
– сборка под сварку;
– окончательная сборка сборочной единицы 9узла) или изделия, после которой не предусмотрена их последующая разборка при изготовлении (не считая демонтажа для транспортировки изделий).
По методу образования соединений сборка подразделяется на:
– слесарную, т.е. выполняемую при помощи слесарно-сборочных операций;
– монтаж, т.е. установка по месту использования;
– электромонтаж, т.е. монтаж электроизделий или их составных частей, имеющих токоведущие элементы;
– операционная сборка, включающая сварку, пайку, клёпку, склеивание и др.
По перемещению собираемого изделия сборка подразделяется на:
– стационарную (на одном рабочем месте);
– подвижную (на разных рабочих местах).
По организации производства сборка подразделяется на:
– непоточную (на одной сборочной позиции);
– поточную, выполняемую строго по такту выпуска.
В технологии машиностроения различают, в общем следующие организационные формы сборки:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.