Субъекты к.к. – это Президент РБ, Палата Представителей, Совет Республики, Верховный суд РБ, Высший хозяйственный суд и Совет Министров.
Конституционный суд даёт заключение: 1. о соответствии законов, декретов Президента, м/н договоров и иных обязательств РБ конституции и м/н правовым актам, ратифицированными РБ; 2. о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных по исполнению закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированными РБ, законам, декретам и указам; 3. о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного, Высшего хозяйственного судов генпрокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированными РБ, законам, декретам и указам; 4. о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированными РБ, законам, декретам и указам.
НПА или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента их признания таковыми.
Институт референдума.
В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо вопроса. Референдум представляет собой институт прямой демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И там, и там участвуют избиратели. Отличие – в объекте волеизъявления избирателей. При выборах – это кандидат в депутаты или на какую-либо должность; при референдуме объектом является какой-либо вопрос, по которому проводится референдум. Результаты выборов определяются как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе, а результаты референдума – только по мажоритарной. При референдуме не нужны избирательные округа.
Референдум – это всенародное голосование по вопросам большой общественной важности с целью учёта мнения избирателей о проведении внутренней и внешней политик государства. Плебисцит в соответствии с позиции французских юристов – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. Родиной референдума является Швейцария.
2. Виды референдума.
1) По территории: а) общенациональный; б) местный
2) По юридической силе: а) решающий (результаты которого обязательны к исполнению всеми гражданами и должностными лицами); б) консультативный
3) По результатам: а) утверждающий (положительно оцениваются вынесенные на рассмотрение положения); б) отвергающий (отрицательно оцениваются вынесенные на рассмотрение положения)
4) По обязательности проведения: а) обязательный (где выносятся положения, которые могут быть урегулированы посредством референдума); б) факультативный (на который выносятся положения, которые могут быть урегулированы в порядке нормотворческой деятельности государственных органов)
5) По объекту: а) конституционные акты; б) законодательный, на который выносятся законодательные акты
6) По процедуре: а) допарламентский (решения, которые должны быть утверждены парламентом); б) послепарламентский (утверждает акт парламента); в) внепарламентский (в обход парламента)
В РБ выделяются республиканский и местный референдумы. Они назначаются президентом по представлению Палаты Представителей и Совета Республики или по предложению 450000 граждан, обладающих избирательным правом (30000 граждан от каждой области и г. Минска).
Дата проведения устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня издания указа президента о назначении референдума. Решение, принятое республиканским референдумом, подписывается президентом. Эти решения могут быть отменены только другим референдумом.
Принципы всеобщего, тайного голосования; инициатива от граждан: к заявлению прилагается протокол собрания, список членов инициативной группы в ЦИК.
Основы избирательного права РБ.
1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.