Конституционное право – ведущая отрасль права. Понятие и основы теории конституционализма. Создание и развитие советской конституции. Институт гражданства. Институт конституционного контроля, страница 10

Выборы президента проводятся по единому избирательному округу в масштабах всей страны. При проведении референдума округа не образуются; для подготовки и проведения выборов образуются следующие избирательные комиссии: ЦИК, территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные, участковые.

30 апреля 1998 года был принят закон РБ «О центральной комиссии по выборам и проведении республиканских референдумов». ЦИК образуется в составе 12 человек из граждан РБ, имеющих, как правило, высшее юридическое образование. 6 членов назначаются президентом, а 6 избираются Советом Республики. Кандидатуры в состав ЦИК рекомендуются совместными представлениями президиумом областных, Минского городского совета депутатов и их исполкомов. Срок полномочий комиссии – 5 лет.

Полномочия ЦИК: 1) организует проведение выборов; 2) осуществляет руководство деятельности избиркомов; 3) образует избирательные округа по выборам депутатов палаты представителей и устанавливает среднюю численность избирателей в избирательных округах РБ; 4) решает вопросы о порядке участия граждан в выборах за границей; 5) даёт заключение о правомочности выдвижения кандидата в члены Совета Республики; 6) подводит итоги выборов; 7) обеспечивает соблюдение равных правовых условий в предвыборной деятельности политических партий, кандидатов в депутаты; 8) определяет порядок использования СМИ; 9) составляет и утверждает сметы расходов; 10) устанавливает формы бюллетеней и списки граждан; 11) заслушивает сообщения; 12) выдаёт удостоверения об избрании президенту, депутату РБ; 13) решает вопросы, связанные с проведением 2-го тура голосования; 14) рассматривает жалобы на другие комиссии; 15) изучает и обобщает практику проведения и применения законодательства о выборах; 16) устанавливает и развивает связи с органами других государств и международными организациями.

Территориальные окружные комиссии создаются совместными решениями президиумов соответствующих советов депутатов и исполкомов. Территориальные комиссии создаются соответственным исполкомом. Участковые комиссии создаются райисполкомом.

Избранным в 1-м туре считается кандидат, получивший более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Гарантии свободы выборов.

Важным показателем любой избирательной системы являются гарантии свободы выборов и совершенства их механизма. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления.

Условия – это политический режим, в котором осуществляются выборы, т.е. степень соответствия официальных, конституционных, правовых деклараций политическим реалиям.

Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие избирателям свободу волеизъявления. Система гарантий состоит из материальных, политических, организационных и правовых средств, обеспечивающих свободу выбора. Все они взаимосвязаны.

Гарантии: 1) демократизм выдвижения кандидатов в депутаты; 2) равноправие избирателей на выборах; 3) право избирателей на отмену ранее принятого решения о выдвижении кандидата в депутаты; 4) добросовестность принятия депутатом депутатского мандата, т.е. депутат сознательно берёт на себя ответственность; 5) обязанность кандидата в депутаты составлять и объявлять программу своей деятельности; 6) ответственность депутатов за свою деятельность перед избирателями; 7) добровольность участия в голосовании; 8) контроль за ходом проведения выборов.

Организационные гарантии, которые обеспечивают свободу выборов средствами, исключающими искажение воли избирателей. Эти гарантии слагаются из следующих процедур и правил: а) правила, по которым никто не может быть включен более, чем в 1 список избирателей; б) правило, по которому кандидаты в депутаты не могут быть членами окружных и участковых комиссий того округа, в котором они выдвинуты кандидатами в депутаты; в) правило, по которому кандидаты в депутаты освобождаются от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях; г) правило, по которому государственные и общественные органы, руководители обязаны оказывать кандидату в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, получении необходимых справочных и информационных материалов; д) правило, позволяющее проголосовать досрочно; е) осуществление личного и тайного голосования; ж) публичное опечатывание и вскрытие избирательных урн.