Право на приобретение гражданства сохраняется за лицами, которые постоянно проживают на территории РБ, но были принудительно выселены с её территории или выехали за её пределы до вступления закона в силу. Право приобретения гражданства имеют белорусы, а также лица, идентифицирующие себя к Беларуси, их дети, родившиеся за пределами РБ.
Институт конституционного контроля.
Конституционный контроль (к.к.) – это государственный орган или система таких органов, призванный осуществлять проверку нормативных, индивидуальных правовых актов, действий должностных лиц на предмет их соответствия Конституции, а также процедура такой проверки.
Конституционализм исходил из предпосылки о том, что нормы писанной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем источникам права. Доктрина к.к. была сформулирована и применена в США в 1803 г. В 1848 г. к.к. – в Швейцарии, в 1853 г. – в Аргентине. В рамках СССР в 1990 г. был создан комитет конституционного надзора (к.н.), но его заключения имели рекомендательный характер (председатель – С.С. Алексеев).
Органы к.н. Функции к.н. в зарубежных странах обычно принадлежат судебным органам. В одной группе стран (США, Канада, Аргентина и др.) эти функции выполняют общие суды, т.е. те же самые суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела, а окончательное решение выносит Верховный суд – Американская система (децентрализованная).
Централизованная система (европейская). Здесь функции к.н. вверены специальным органам – конституционному суду (РБ, РФ, Италия) или конституционному совету (Франция).
Смешанная система (Греция); в ней суды общей юрисдикции обязаны не применять закон или иной акт, которые по их мнению содержат противоречия Конституции. Также существует специальный орган – Верховный специальный суд, рассматривающий избирательные споры, конституционность НПА и др.
Дополнительные функции органов к.н.: могут объявлять антиконституционными действия различных партий, рассматривают обвинения против президента.
Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности НПА.
Объектами к.н. могут быть обычные органические законы, м/н договоры, парламентские регламенты, акты исполнительной власти. Субъектами к.н. могут быть физические и юридические лица, государственные органы, наделённые правом запроса о конституционности того или иного акта. Круг субъектов устанавливается законом и надзорной практикой того или иного государства. По форме процедура к.н. бывает: 1. Предварительный контроль. Он предполагает проверку конституционного законопроекта на стадии его прохождения через парламент; 2. Последующий контроль. Он предполагает проверку конституционности законов, вступивших в юридическую силу (США, Италия, РБ).
Закон может быть признан недействительным с момента его вступления в силу или с момента признания его неконституционным. Существуют различные процедуры контроля: 1) конкретный контроль. Он осуществляется по поводу регулирования конкретного правоотношения, когда рассматривается определённое судебное дело о правовом споре или нарушении конституционных прав (США); 2) абстрактный контроль. Он осуществляется по поводу проверки конституционности НПА и процедуры осуществления прямой демократии (Франция); 3) смешанный контроль (Германия).
Способы формирования органов к.к.
· Парламентский способ. Органы к.к. формируются парламентом.
· Внепарламентский. Органы к.к. формируются правительством или главой государства (Япония).
· Смешанный способ (Франция).
Полномочия органов к.к.
1) Контроль за конституционностью НПА; 2) Контроль за решениями хозяйственных органов; 3) Рассмотрение внутрифедеральных конфликтов; 4) Рассмотрение конфликтов между органами.
Конституционный суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, учёную степень. 6 судей назначаются президентом РБ, а 6 – Советом Республики. 1-й состав Конституционного суда был сформирован в апреле 1994 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.