Нивелирование трассы: Методические указания к выполнению расчетно-графической работы, страница 9

Выбрав отметку линии условного горизонта Н0, вычерчивают слева шкалу высот (вертикальный масштаб: в 1 см – 2 м). Пользуясь шкалой, откладывают  отметки земли всех точек трассы. Смежные точки соединяют между собой ломаной линий. Эта линия и является продольным профилем трассы.

От каждой точки вниз проводят вертикальную линию до линии условного горизонта.

Заполняют следующие графы сетки профиля.

Графа «План трассы».  Сюда заносят результаты съемки полосы местности, выполненной в период изысканий, и представленные в Пикетажном журнале». Страница из такого журнала представлена на рис. 3.

Эту графу можно заполнить произвольно или согласно  рис. 4.

Рис. 3. Образец записи в пикетажном журнале

Графа «Грунты» заполняется согласно рис.4.

Графа «Прямые и кривые в плане». В этой графе прямыми отрезками изображают прямые участки трассы, а дугами – кривые.

Построение начинают, отмечая в местах, соответствующих их пикетажному положению, точки начала и конца каждой кривой. Между полученными точками проводят  дуги с выпуклостью вверх, если трасса поворачивает право, и выпуклостью вниз – если поворот влево. Над и под дугами (рис. 4) выписывают значения основных элементов кривых: α, R, l, Тс, Кс.

В точках НК и КК проводят вертикальные линии до графы «Расстояния», вдоль которых пишут расстояния до ближайших пикетов. Сумма этих расстояний должна быть равна 100 м.

Над линиями, изображающими прямые участки трассы, следует указать их длины, которые вычисляют как разности пикетажных значений конечной и начальной точек каждого прямого участка.

Под этими линиями подписывают значения дирекционных углов, вычисленные, как показано в разделе 4.

В нашем примере  начало первой кривой  находится на ПК15 + 60,53. Отложив от  ПК15 в масштабе 60,5 м (6 мм), прочерчивают вниз вертикальную линию длиной 2 см. От этой точки начнется дуга, изображающая кривую. Справа на линии пишут расстояние от ПК15 – 60,53 м, а слева – расстояние до ПК16 – 39,47 м. За ПК19 показывают такой же вертикальной линией конец кривой КК, и выписывают расстояния до ближайших пикетов. В примере трасса поворачивает вправо, поэтому дугу вычерчивают выпуклостью вверх.

Под дугой выписывают значения основных элементов кривой.

Вычисляют и пишут длины прямых участков трассы. Первый прямой участок располагается  между ПК12 и НК. Второй – между КК и ПК22. Их длины:

d1 = ПК15+60,53 - ПК12 = 360,53 м

d2 = ПК22 - ПК19+08,61 = 291,39 м.

Под линиями  пишут их дирекционные углы (см. раздел 4).     Ан = 236°00´ и  Ак  = 255°12´.

Графа «Километры».  В этой графе красными кружками диаметром   5 мм обозначают целые километры трассы. Их называют километровыми указателями. От кружков до графы «Расстояния» проводят вертикальные линии.

Приступают к проектированию трассы.

На профиль самостоятельно необходимо нанести проектную  линию.  Требования, которым должен удовлетворять проектный продольный профиль железной дороги изучаются на старших курсах.   

При выполнении этого задания учитываются только некоторые из них:

1.  Проектная линия может иметь участки подъема, спуска и горизонтальные площадки. Их должно быть не менее трех.

2.  Участки различного уклона должны иметь длину не менее 300 м. Уклон проектной линии не должен превышать 0,020 (i = 20 ‰).

3.  Линия проводится таким образом, чтобы объемы выемок и насыпей были примерно равны.

Из точек изменения уклона проектного профиля проводят вертикальные линии до линии условного горизонта.

Отметим, что все линии и цифры, относящиеся к проектному профилю, вычерчиваются красным цветом.

Далее в ыполняют вычисления, относящиеся к проектному профилю.

Графа «Проектные уклоны».

Вертикальными линиями разделяют участки с разными уклонами.

Между ними проводят диагональные или горизонтальные линии, обозначающие спуск, подъём или горизонтальную площадку проектируемой трассы.

Под линией подписывают длины этих участков.