Нивелирование трассы: Методические указания к выполнению расчетно-графической работы, страница 10

Над линией – проектный уклон на данном участке трассы.

Для каждого участка вычисляют проектный уклон i:

,                                                                (6.2)

где dдлина участка с постоянным уклоном, hпревышение между конечными точками этого участка, которое находят как разность отметок конечной Нкон. и начальной Ннач. точек участка

h = Нкон - Ннач.                                                                             (6.3)

Отметки точек снимают графически по шкале высот.

Вычисленные по формуле (6.2) уклоны округляют до тысячных долей, переводят в промилле (‰) и пишут над диагоналями. Над горизонтальной площадкой пишут уклон «0».

В нашем примере: (см. рис. 4): первый участок длиной 300 м – горизонтальная площадка. Второй участок – подъем  от ПК5 до ПК8 (d= 300 м). Для вычисления уклона на этом участке трассы определим графически  по шкале высот отметки начала и конца участка: Ннач. = 20,5 м,   Нкон. = 23,5 м и вычислим уклон   ‰.

Выполняют  контроль общей длины трассы.

Контроль выполняют в табл. 2 бланка расчетно-графической работы.

ПКкон. – ПКнач. = ,                         (6.4)

где ПКнач., ПКкон. – пикетажное наименование начала и конца трассы;

 - сумма длин горизонтальных площадок на трассе; - сумма длин участков с уклонами;  - общая длина прямых участков трассы; - общая длина кривых.

Общая длина трассы должна быть равна ровно 2000 м, если в задании 20 пикетов, и 1000 м, если в задании 10 пикетов.

Проверяем общую длину трассы для нашего примера (рис. 4).

 +  = 360,53 + 291,39 + 348,08 = 1000,00 м.

+ = 300 +300 +400 = 1000 м;

ПК22 - ПК12 = 1000 м. Контроль сходится.

Вычисляют проектные отметки  бровки земляного полотна для  всех точек трассы.

Отметку первой точки профиля снимают графически по шкале высот, отметки остальных точек вычисляют (обращаем внимание, проектные отметки необходимо  вычислить!) по формуле

Нn = Hn-1 ± id,                                                    (6.5)

где Нn  и Hn-1 проектные отметки последующей и предыдущей точек на трассе; iуклон на данном участке трассы;d – расстояние между точками.

В формуле «+» означает подъем участка трассы, «-» спуск.

Вычисления отметок на каждом отдельном участке трассы следует проверить по формуле

         Нкон. – Ннач. = i·d,                                                       (6.6)  где      Нкон. и  Ннач.  – проектные отметки конечной и начальной точек участка с уклоном iдлиной d.

Результаты вычислений контролируют по формуле:

Нкон. – Ннач. = ,                                                   (6.7)

где   - сумма произведений уклонов на длины участков для всей трассы. Этот контроль выполняется в табл.3 бланка.

В нашем примере  (рис. 4).

Снятая графически с профиля отметка ПК12 НПК12 = 20,20 м. Первый участок длиной d= 300 м – горизонтальная площадка,  i = 0‰, поэтому отметка ПК15   НПК15 = 20,20 м.  

Далее на профиле запроектирован подъем  длиной  d= 300 м и          уклоном i = 10‰.

Вычисляем отметки точек на этом участке трассы:

НПК16 = НПК15 + 0,010·100 м = 20,20 + 1,00 =21,20 м;

НПК17 = НПК16 + 0,010·100 м = 21,20 + 1,00 = 22,20 м;

НПК18 =  НПК17 + 0,010·100 м = 22,20 + 1,00 = 23,20 м.

НПК17+43 = НПК17 + 0,010·43 м = 22,20 + 0,43 =22,63 м;

Контроль. Нкон. – Ннач. = 23,20 - 20,20 =3,00 м;i·d = 0,010·300 = 3,00 м. Вычисления верны.

На следующем участке трассы: i = 0,006, d= 400 м

НПК19= НПК18+ 0,006·100 м = 23,20 + 0,60 =23,80 м;

НПК20= НПК19+ 0,006·100 м = 23,80 + 0,60 =24,40 м;

НПК21= НПК20+ 0,006·100 м = 24,40 + 0,60 =25,00 м;

НПК22= НПК21+ 0,006·100 м = 25,00 + 0,60 =25,60 м.

Контроль. Нкон. – Ннач. = 25,60 - 23,20 =2,40 м;i·d = 0,006·400= 2,40 м. Вычисления верны.

Контроль вычисления проектных отметок:

НПК22 - НПК12 = 25,60 – 20,20 = 5,40 м;

 = 0,010 ·300 + 0,006·400 = 3,00 + 2,40 = 5,40 м. Вычисления верны.

Вычисление рабочих отметок.