1 РАСЧЕТ ПРИВОДА. ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ
1.1 Выбор двигателя. Кинематический расчет привода
1.1.1 Срок службы приводного устройства
Срок службы (ресурс) Lh, ч, определить по формуле:
ч  (1)     где     Lг = 5 года – срок службы привода, лет;
Кг = 0,6 – коэффициент годового использования;
Кс = 0,4– коэффициент сменного использования.
1.1.2 Определение мощности и частоты вращения двигателя
1.1.2.1 Определение требуемой мощности рабочей машины Ррм, Вт:
   (2)                                   
1.1.2.2 Определяем общий коэффициент полезного действия (КПД) привода:
η = ηцп . ηпк . ηчп . ηм = 0,80 . 0,993 . 0,98. 0,98 = 0,75 (3) где ηцп – коэффициент полезного действия закрытой цилиндрической передачи (ηцп = 0,98);
ηм – коэффициент полезного действия муфты (ηм = 0,98);
ηпк – коэффициент полезного действия подшипников качения
(ηпк = 0,99);
ηчп – коэффициент полезного действия червячной передачи (ηчп=0,80)
1.1.2.3 Определение требуемой мощности двигателя Рдв, Вт
         (4) 
Выбираем тип двигателя (Таблица К.9 [1])
Выбираем двигатель серии 4А с номинальной мощностью Рном=3 кВт, применив для расчета два варианта типа двигателя
(Таблица 1.1):
Таблица 1.1 - Типы двигателя
| 
   Вариант  | 
  
   Тип двигателя  | 
  
   Номинальная мощность Рном, кВт  | 
  
   Частота вращения, об/мин  | 
 |
| 
   синхронная  | 
  
   при номинальном режиме nном  | 
 |||
| 
   1  | 
  
   4А100S4УЗ  | 
  
   3  | 
  
   1500  | 
  
   1435  | 
 
| 
   2  | 
  
   4А112MA6УЗ  | 
  
   3  | 
  
   1000  | 
  
   955  | 
 
1.1.2.4 Определяем частоту вращения тяговой звездочки
об/мин   (5)     Где 
  (6)
1.1.2.5 Находим общее передаточное число для каждого варианта
                 (7)
 
Принимаем двигатель с nном = 1435 об/мин
1.1.2.6 Производим разбивку общего передаточного числа:
u1=16 u2=4,5 uоб=72
Тогда 
об/мин    
Отклонение 
 
1.2 Определение силовых и кинематических параметров привода
Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитывают на валах из требуемой (расчетной) мощности двигателя Рдв и его номинальной частоты вращения nном при установившемся режиме (Таблица 1.2):
Таблица 1.2 - Силовые и кинематические параметры привода
| 
   Параметр  | 
  
   Вал  | 
  
   Последовательность соединения элементов привода по кинематической схеме: дв – м – зп – м – рм  | 
 ||
| 
   Частота вращения n, об/мин  | 
  
   Угловая скорость ω, 1/с  | 
  
   дв Б П Т  | 
  
   nном = 1435 n1Б = nном = 1435 n2П =nном /uзп = 90 n3Т = n2П /uзп = 20  | 
  
   ωном=3,14.nном/30=150,2 ω1Б = ωном = 150,2 ω2П = ω1Б/uзп = 9,4 ω3Т = ω2Б/uзп = 2,1  | 
 
| 
   Вращающий момент Н.м Т, Н.м  | 
  
  
  
   Т П Б  | 
  
   
 
 
 
  | 
 ||
1.3 Выбор материалов зубчатых колес
1.3.1 Выбор материала шестерни
По таблице 3.2 [1] выбираем материал сталь 40ХН, термообработка – улучшение и закалка ТВЧ до твердости HRC 48…53, средняя твердость HRCср=50,5 или HBср=490
1.3.2 Выбор материала колеса
Выбираем материал сталь 40Х, термообработка - улучшение и закалка ТВЧ до твердости HRC 45…50, средняя твердость HRCср=47,5 или HBср=455
находим
базовое число циклов перемены напряжений для шестерни 
 и
для колеса 
. 
Число циклов нагружения зубьев:
- шестерни     
573×2,1×10512=12,65×106;  
(8)
- колеса         
.  (9)
Определяем коэффициент долговечности КHL
                                                                      
(10)


1.3.3 Определение допускаемых контактных напряжений
По таблице 3.1 определяем допускаемые контактные напряжения.
- для шестерни  
    (11)
- для колеса       
     
- для шестерни  
               (12)
- для колеса       ![]()
Расчетное допускаемое контактное напряжение при прямозубых
колесах принимаем как наименьшее из двух значений: для 2 ступеней принимаем 
 
Определяем коэффициент долговечности КFL
Так как N4>4·106 и N3>4·106 то КFLпринимаем КFL=1
По таблице 3.1 определяем допускаемые напряжения изгиба
- для шестерни ![]()
- для колеса      ![]()
- для шестерни  
                         (13)
- для колеса       ![]()
Таблица 1.3 – Механические характеристики материалов цилиндрической передачи
| 
   Элемент передачи  | 
  
   Марка материала  | 
  
   Термообра-ботка  | 
  
   HRC  | 
  
   σВ  | 
  
   σТ  | 
  
   [σ]Н  | 
  
   [σ]F  | 
 
| 
   Н/мм2  | 
 |||||||
| 
   Шестерня  | 
  
   Сталь 40ХН  | 
  
   У+ТВЧ  | 
  
   47…53  | 
  
   920  | 
  
   750  | 
  
   930  | 
  
   370  | 
 
| 
   Колесо  | 
  
   Сталь 40Х  | 
  
   У+ТВЧ  | 
  
   45…50  | 
  
   900  | 
  
   750  | 
  
   1086  | 
  
   370  | 
 
1.3 Выбор материалов червячной передачи
1.3.1 Выбор материала червяка
Для червяка принимаем сталь 40Х, термообработка – улучшение и закалка ТВЧ до твердости 45…50; шлифовка и полировка витков червяка; σВ = 900 Н/мм2, σТ = 750 Н/мм2.
Определение скорости скольжения:
м/с              (14)
1.3.2 Выбор материала червячного колеса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.