Посредничество. Социальная экспертиза. Адаптационные процессы в социальной работе, страница 5

1 группа: негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей

2 группа: негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления

3 группа: негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей

4  группа: негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении

Меры воздействия на социально-профилактические объекты:

1. Общие, которые содействуют предупреждению и сокращению негативных явлений.

2. Специальные, которые предназначены для профилактики негативных явлений, направлены на факторы, влияющие на сокращение негативных явлений.

3. Индивидуальные меры строятся в соответствии с каждой конкретной личностью.

Методы социального воздействия:

1. Психопрофилактический метод

2. Психологическое консультирование

3. Психолого-педагогический метод

4. Диагностирование и прогнозирование

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

- это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации.

Уровни организации:

1. Макро уровень – решение проблем общества, как единого объекта воздействия.

2. Мезо уровень – решение проблем конкретного социального слоя, группы, класса.

3. Микро уровень – решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Наиболее эффективные и результативные методы:

1. Административные методы.

·  Жесткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе.

·  Социальная иерархия, господство и подчинение в системе этих методов.

2. Экономические методы.

·  В процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта.

3. Психолого-педагогические методы.

·  Ориентация на конкретных индивидов или малую социальную группу.

·  Воздействие на систему отношений, в которые вовлечены объекты.

·  Влияние на внутренний мир человека.

·  Результат воздействия моно увидеть через какое-то время, он проявляется не сразу.

Социальная терапия в социальной работе – комплексный и основной метод, которые предполагает использование всех методов.

Основная цель социально-терапевтического воздействия – решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъектов.

Функции социальной терапии:

1. Социальное лечение.

Оказание помощи клиенту, необходимой поддержки. Иногда совместно с врачами, юристами, психологами.

2. Социальная защита.

Отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям, организациям, от которых зависит его социальное благополучие.

3. Социальное развитие

Способствует выявлению скрытых внутренних ресурсов, направлена на активизацию его жизнедеятельности

Виды социальной терапии:

1. Индивидуальная – решение проблем, требующих особой конфиденциальности. Сексуальное насилие, семейные неурядицы.

2. Групповая – оказание помощи людям, преодоление личностных нарушений, социального неустройства с использованием групп.

3. Семейная – работа с семьей как целостной системой, основная цель – гармонизация семейных отношений, решение семейных конфликтов.

Наиболее распространенные виды терапии, применяемые в социальной работе.

1. Трудовая терапия, основана на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека на основе труда. Помогает организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей человека, сформировать у человека ощущение собственной нужности, систему социальных связей, т.е. расширить круг общения, снять ощущение напряженности. Универсальный вид терапии, может быть применен ко всем группам населения.

2. Терапия самовоспитания, собственная деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу, самооценке. Включает саморефлексию, самоизучение, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических проблем, создание желаемого образа «Я», самоубеждение и самовнушение. Использование полученных навыков в повседневной жизни и деятельности.