Начальный этап развития социологии в США, страница 5

А.В. Смолл заметил в первом американском учебнике (середина 90-х годов XIX в.): «Социология родилась на гребне страстного желания улучшить общество». А.В. Смолл не соглашался с тем, что большинство обычных людей понимали под социологией предложения по улучшению условий труда, сокращению преступности и т.д. Социология отождествлялась с социальным реформаторством. Это мешало социологии  развиваться. Профессиональная социология этого не принимала.

Важно видеть, что с самого начала американская социология разрабатывала социально эффективные средства по улучшению жизни множества людей. Такая ориентация сформировалась под влиянием запросов общества, потребностей его функционирования и развития. Американская социология выросла из европейских идейных истоков, но приобрела иную ориентацию, чем европейская социология. Европейские коллеги американских социологов имели свои исследовательские устремления: разработка теоретических и методологических аспектов социологии (это касается и русской социологии). Становление американской социологии связано с развитием прикладной социологии или практической социологии, а эта социология добывала и осмысливала факты социальной действительности, разрабатывала  модели решения социальных проблем. Американская социология с самого начала была обращена к получению практической информации, активно разрабатывала и проверяла методы ее получения.

Возникнув в Европе, социология в США нашла вторую родину. Авторитет социологии в США не подвергался сомнению и не испытал переломов, как в России, в Германии. Социология в США имеет непрерывную традицию с конца 80-х – начала 90-х гг. XIX века. Социология сразу же внедрилась в практику университетского преподавания и заняла прочные позиции в разнообразных социальных исследованиях.

Из всех университетов, функционировавших в то время, нужно выделить Чикагский. Первой научной школой в нем стала философская школа – американский прагматизм (инструментализм Дж. Дьюи). Здесь выражена американская традиция смотреть на идею практически, с целью ее воплощения в жизнь. Критерий истинности – практически последствия в удовлетворении потребностей людей. Целевая установка американской социологии с 20-х годов XX в. – изучать то, что реально происходит в обществе, и не строить никаких проектов «о светлом будущем».

Идейным инициатором этой школы стал Роберт Эзра Парк (1864 – 1944). (В Чикагском университете с 1915 года. Обучался в Германии. Прослушал курс лекций Г. Зиммеля. Диссертацию готовил под руководством Виндельбанда). Его ученик и друг Эрнест Берджесс (1886 – 1966). (Его специализацию связывают прежде всего с методикой эмпирических исследований. Чикагскому университету посвятил 50 лет. Оставил фонд для аспирантов. Стал одним из инициаторов применения компьютерных технологий в СИ). Главный вклад ученых Чикагской школы в мировую социологию - разработка методологии и методики эмпирических исследований, утверждение научного статуса эмпирической социологии.

3.

Рождение эмпирической социологии связывают с выходом в свет (Бостон, 1918-1920) 5-титомника «Польский крестьянин в Европе и Америке», созданного Уильямом Айзеком Томасом (1863-1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882-1958, гражданство США с 1941 г.).

Отличительная черта Чикагской школы – органичное сочетание теории и эмпирических исследований, широта теоретических ориентаций. Создан новый научный стандарт в социологии, главное здесь – выдвижение гипотез в рамках специальной социологической программы, их проверка, разработка методики и техники КСИ, выведение обоснованных эмпирических выводов, научность которых проверяется, доказывается. Методологические ориентации Чикагской школы убедительно раскрываются на примере творчества союза У. Томаса и Ф. Знанецкого. Их большая совместная работа – «Польский крестьянин в Европе и Америке» - выходила в течение нескольких лет (1918-1920). Здесь активно используется метод анализа документов, причем это второе в истории социологии крупное исследование после работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где применялся упомянутый метод (тексты проповедей кальвинистских священников).