Начальный этап развития социологии в США, страница 3

Звездный час американской социологии займет время со второй половины 30-х годов по конец 50-х годов XX в. (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Хоманс). Начиная с расцвета Чикагской социологической школы, где имеются свои выдающиеся имена: Р. Парк, Э. Берджесс, У. Томас, Ф. Знанецкий, американская социология становится лидирующей.

2.

Переходя ко второму вопросу, отметим следующее. В Европе интеллектуальное рождение социологии не совпало с ее институционализацией (полвека отделяет обоснование соответствующих идей О. Контом от научной, преподавательской и организаторской деятельности Э. Дюркгейма и М. Вебера). А вот в США, ставшими «второй родиной» социологии ее интеллектуальное и институциональное утверждение совпали.

Поясним лишний раз. Результатом процесса институционализации любой науки является достижение ею зрелости и появление профессионала. Этот процесс в отношении любой науки, социологии в частности, включает:

·  осознание частью научной общественности специфики объекта и предмета исследования;

·  выработку особой методологии научного поиска;

·  становление целой инфраструктуры, обеспечивающей воспроизведение и трансляцию социологического знания через системы образования (общего и специального), средств научной и массовой коммуникации;

·  формирование внутринаучного разделения труда (через специализации в области социологии теоретической, эмпирической, прикладной, любой отраслевой и т. д.);

·  отработку норм профессиональной этики (профессиональные кодексы).

Существуют свои причины того, что в США одновременно развернулись интеллектуальные и институциональные процессы в социологии, осуществившей динамичный подъем на рубеже XIX-XX вв. Исследователи истории американской социологии (в России – это Е.С. Баразгова, Л.А. Бурганова, А.И. Кравченко и др.) называют два основных взаимосвязанных фактора ее быстрого взлета. Первый – это взрывной характер развития высшего образования в США в последней трети XIX века, то есть именно тогда, когда стали решаться задачи модернизации американского общества после завершения Гражданской войны. Второй фактор – осуществление социальных реформ в американском обществе на рубеже XIX-XX веков.

Рассмотрим оба фактора более подробно. В последние десятилетия XIX века американская система образования оказалась исключительно восприимчива к новым учебным дисциплинам, что и определило быстрое распространение в учебных заведениях разного типа социологии. В отличие от Европы, в американской системе образования не было сильной рутинности, приверженности традиционной раскладке учебных дисциплин, куда трудно включить что-то новое. В Европе университеты складывались в течение 9 столетий. 1088 г. – первый университет в Болонье. Самая университетская нация – немецкая. В США же система образования не испытала обремененности традиционными средневековыми пережитками, хотя было немало проблем по перестройке учебной деятельности колледжей и университетов.

Еще в колониальный период (1607-1776) создавались колледжи, которые вели подготовку священников, учителей, медиков, что отвечало самым обычным и насущным потребностям колонистов, которые представляли собой переселенцев из Англии, Ирландии, Шотландии, Северных Нидерландов, скандинавских стран. В 1636 г. появляется колледж, который с 1639 г. носит имя Дж. Гарварда, который завещал большую сумму и библиотеку (320 томов). Этот колледж основали приверженцы конгрегационализма (вариант кальвинизма). Конгрегационалисты образовали в 1701 г. Йельский колледж, штат Коннектикут. В 1764 г. был основан колледж (влияние баптистов), который стал впоследствии университетом Брауна. В 1755 г. основывается знаменитый Кингс-колледж (влияние англиканской церкви) в Нью-Йорке, впоследствии Колумбийский колледж и университет. Начиная с 60-х годов XVIII века, идет работа по превращению колледжей, которые в основном давали теологическую и светскую общеобразовательную подготовку, в такие учебные заведения, которые давали бы научную и профессиональную подготовку по типу европейских университетов, прежде всего немецких. Вопрос заключался не в том, что изучать, а как изучать.