Начальный этап развития социологии в США, страница 4

После завоевания независимости (война за независимость 1775-1783) США получили все возможности для быстрого роста экономики и в первой половине XIX века они уверенно догоняют Европу по экономическому развитию, хотя экономика носила еще преимущественно аграрный характер. Нужны были специалисты типа, соответствующего задачам индустриализации. Необходимо было отойти от модели классического образования для элиты к той модели, которая даст образование тем, кто работает в сельском хозяйстве, в торговле, в промышленности, занимается медицинской, педагогической, юридической деятельностью. Сразу встал вопрос о прикладном характере образования. Промышленные круги, торговцы и фермеры были заинтересованы в том, чтобы шла подготовка нужных специалистов, чтобы была отдача. Эти факторы способствовали тому, что американские колледжи и университеты активно преобразовывались. За 1877-1900 гг. в США были вновь открыты или преобразованы из колледжей 82 университета, в результате чего сформировалась основная сеть существующих и поныне университетских центров. В учебные планы внедрялись новые дисциплины. Те, кто финансировал, были заинтересованы в образовании в соответствии с духом времени. Появились возможности для открытия кафедр по социальным наукам, на которые приглашались поначалу европейцы для преподавания социологии в США. Таким образом, университеты откликнулись не только на новые достижения науки, но и на потребности общества, среди которых далее мы выделим следующие.

Американское общество тогда нуждалось в специалистах по решению социальных проблем, которых много накопилось из-за бурного развития капитализма, индустриализации и урбанизации, масштабного притока переселенцев.

Социальные проблемы, которые надо было решать, это:

·  бедность;

·  преступность;

·  безработица;

·  социальная дифференциация (социальное неравенство);

·  межэтнические конфликты.

В конце XIX – начале XX века США обгоняют в экономическом и технологическом развитии Европу. Количество новых изобретений и открытий, запатентованных в США, превышало все, что в аналогичном плане делалось в других странах. США стали лидером по объему промышленной продукции, по техническому оснащению предприятий, по производительности труда. Быстрая индустриализация и урбанизация привлекали эмигрантов в США. В 1870 г. в США прибыло 387 тысяч иностранцев, а в 1882 г. – около 800 тысяч. К 1870-м гг. в США проживало 50 с небольшим миллионов человек. Всего за 1870-1900 гг. насчитывалось около 14 миллионов иммигрантов. На рубеже веков по числу жителей впереди США были только Китай, Индия, Россия. Если за весь XIX в. население европейских стран выросло в 2 с небольшим раза, то население США – в 14 раз[2]. В США развернулся чрезвычайно масштабный рост городов. Например, только в Чикаго с 1860 г. по 1890 г. каждые десять лет население удваивалось[3].

Основной поток иммигрантов шел из европейских стран, но начиналась иммиграция из Китая и Японии, поставлявших рабочую силу для низкооплачиваемых и трудоемких работ. Американское общество превратилось в «плавильный котел», в котором соединялись традиции многих народов. Американские исследователи признают, что рост богатства США был бы более медленным и менее уверенным, не будь того стимула, которые он получил от иммиграции в конце XIX – начале XX в. США безвозмездно получали активную и деятельную рабочую силу, затраты на подготовку которой были ранее оплачены другими обществами[4].

Итак, города стали сосредоточением основных социальных проблем. На рубеже веков в США развивается широкое движение реформ. Выдвигались требования демократизации избирательной системы; избирательного права для женщин; контроля за деятельностью трестов, снижения налогов; введения в США социального страхования, как в Западной Европе. В этом движении стали активно участвовать социологи. Они разрабатывали программы помощи социальным аутсайдерам: бедным, больным, безработным, инвалидам. В начале XX века такую масштабную помощь социальным аутсайдерам стали называть социальной работой.