Итак, ранняя американская социология проходила становление в то время, когда в Европе свои теории создавали М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, В. Парето. Как в отношении европейской социологии, так и ранней американской идейные истоки надо искать в учениях О. Конта и Г. Спенсера. Но, следуя за европейскими учеными О. Контом и Г. Спенсером, американские социологи перенесли на свою почву именно те идеи, которые были созвучны с духом их общества (американского общества последней четверти XIX века).
Следование идеям О. Конта означало признание приоритета общества над личностью, а также иерархии, соподчиненности в любой сфере человеческой деятельности. А следование идеям Г. Спенсера означало признание и оправдание индивидуализма. К тому же, Г. Спенсер был инициатором социал-дарвинизма, поэтому следование его идеям означало признавать законами развития общества борьбу за существование, естественный отбор и выживание сильнейших. Сами обстоятельства складывания и развития американского общества определили главный выбор американских социологов прежде всего в пользу Спенсера.
Начальный период развития американской социологии – это период заимствования интеллектуального багажа европейцев, но это не отрицало идейного своеобразия: ранние американские социологи не хотели уподобить социальную эволюцию слепой неуправляемой силе. Осмысливая опыт становления своего общества, американские социологи делали вывод о значительной роли активности человека, от которой зависят и темпы развития общества, и его направленность. Поэтому такие выводы простимулировали пересмотр идей Г. Спенсера. Американская социология с самого начала своего становления отличалась опорой на прагматизм (греч. pragma - дело). Прагматизм – установка на решение практических задач, получение практических результатов. Прагматизм имеет свой идейный исток – это философия прагматизма Дж. Дьюи (1859-1952).
Осмысливая европейский позитивизм, ранние американские социологи выработали идею социального мелиоризма (лат. bonus хороший, сравнительная степень melior лучше) - улучшения, облагораживания, избавления от социальных язв, смягчения вопиющих контрастов), т.е. идею социальных реформ. За счет этого и делалась попытка претворить в жизнь вывод об активности человека, его роли в облагораживании общества.
Нельзя не видеть, что ранняя американская социология принимала также идеи О. Конта, видевшего в социологии умиротворяющую науку. По О. Конту, эта наука примиряла человека с несовершенством реального мира, укрепляла социальный порядок. Работая с эмпирическим материалом, ученые приходят к неопровержимым выводам, способствуют успокоению общества. По О. Конту, позитивная наука ограничивает произвол политиков. Вмешательство их в жизнь общества должно быть сведено к минимуму. Американскому обществу после Гражданской войны 1861-1865 гг. нужна была идея О. Конта о том, что социология способна найти средства улучшения положения большинства, не нарушая общий порядок. Отсюда вытекало стремление ранней американской социологии искать те факторы развития, которые позволяют обществу активно самосовершенствоваться, не раскалывая его (инстинкт самосохранения!).
Итак, европейская социология и американская социология выросли из идей О. Конта и Г. Спенсера. Но! Соотношение между теориями основателей социологии (Контом и Спенсером) и последователей их взглядов по-разному сложилось в Европе и США: европейцы в лице Э. Дюркгейма, В. Парето, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера продвинулись намного вперед своих идейных наставников и создали качественно более высокую методологию, продвинули социологию существенно, а ранние американские социологи остались в тени своих духовных учителей, ни в теории, ни в методологии они не обогатили мировую социологию. Как правило, считают возможным выделить У. Самнера, его книгу «Народные обычаи» (1906 г.), в которой содержится его вклад в разработку ряда проблем, в том числе социологии культуры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.