76. Реализация различных принципов обучения при изучении линий в начальной школе.
У учащихся нач. школы надо сформировать четкие представления точки, прямой и кривой линии, отрезка. Задача учителя научить вычленять, называть и правильно показывать эти фигуры, изображать и обозначать их. С точкой дети знакомились с первых шагов в школе, перед обучением написанию цифр: «Поставьте точку в середине клетки и т.п.», соединяют их отрезками по образцу. После знакомства с прямой учатся ставить точки на прямой, проводить прямые через 1, 2 точки, устанавливать положение точки относительно прямой: «лежит на прямой или нет», то же самое с отрезком, узнают, что точка, лежащая на отрезке, делит его на 2 отрезка. Узнают, что вершины многоугольников это тоже точки.
Понятие прямой дается через практические упражнения, при этом прямую линию сопоставляют с кривой: например, натягивают между 2 точками шнур, учим детей находить прямые в любом положении на плоскости и в окруж. предметах и чертить их. Дети усваивают, что через 1 точку можно провести сколько угодно прямых и кривых, а через 2 - только 1 прямую, а кривых – сколько угодно. Все это идет через практические упражнения.
Дети устанавливают сходство и различие прямых и отрезка. На бумаге изображаем только часть прямой. До измерения отрезков, дети сравнивают их наложением. После знакомства с см, дм, мм, м, дети выполняют большое количество упражнений по измерению и черчению отрезков, решают задачи – на увеличение и уменьшение отрезков сравнив отрезки на основе измерения их длин. Через выделение элементов многоугольника устанавливают, что их стороны – тоже отрезки, ищут и считают отрезки на таких чертежах. Δ
Дети устанавливают сходство и различие отрезка и луча. Отрезок – система 2 точек, принадлеж. одной прямой. Луч с началом О – это совокупность всех точек прямой, лежащей с одной стороны от О. Потом вводится понятие угла. Угол – это совокупность 2 лучей с общим началом, лежащим в разных прямых. Дети получают понятие ломаной – совокупности отрезков, конец предыдущего служит началом следующему, каждый отрезок – звено. Если начало первого звена и конец последнего не совпадает – ломанная незамкнута, а если совпадает – замкнутая. Дети узнают, что замкнутая ломанная – это многоугольник, из 3 звеньев – треугольник и тд. Так называемые «кривые» линии дети тоже наблюдают: эллипсы, окружности, учатся их чертить, узнают о равенстве радиусов. Описывая взаимное расположение, дети используют слова: «вне, за, перед, между, пересекаясь, не пересекаясь, параллельно, перпендикулярно» - понятно, что сначала мы поясняем детям значение этих терминов.
При изучении всего предоставленного соблюдаются следующие принципы: наглядности, научности содержания, сознательности, доступности, связи обучения с жизнью, развивающего и воспитывающего характера, если учитель тщательно продумывает уроки, то и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.