ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра автомобильных дорог
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Часть 2. Определение оптимальных длин захваток и планирование
сроков выполнения работ
Методические указания по выполнению курсовой работы по
дисциплине «Технология и организация строительства автомобильных дорог» для студентов специальности 291000 всех форм обучения
Составители |
А. И. Красильников |
С. Н. Шабаев |
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 13.12.2005 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией по специальности 291000 Протокол № 5 от 13.12.2005 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ |
КЕМЕРОВО 2006
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важнейшим показателем потока, характеризующим скорость выполнения отдельных дорожно-строительных работ, является показатель длины захватки. От него зависят сроки планирования работ, а также загрузка основных и вспомогательных дорожно-строительных машин. Одна из задач курса «Планирование и организация строительства автомобильных дорог» – определение оптимальной длины захватки, обеспечивающей максимальную скорость ведения работ при минимальных затратах энергетических и трудовых ресурсов и максимальном использовании машин и оборудования.
Стандартные методики по определению оптимальных длин захваток отсутствуют, так как это очень сложный процесс, зависящий от множества факторов (наличие машин, оборудования и материалов, объемы работ и их протяженности на отдельных участках и т.д.). Данные пояснения по выполнению курсовой работы рассменатривают конкретный пример выбора оптимальных длин захваток, и направлены на развитие у студентов логики и последовательности мыслей при решении данной задачи.
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Необходимо выполнить планирование сроков и скорости выполнения отдельных дорожно-строительных работ при строительстве автомобильной дороги «А-Б», III категории, расположенной в Кемеровской области. Стройгенплан дороги показан на рис. 1, конструкция дорожной одежды и объемы земляных работ приведены в табл. 2.1 и табл. 2.2 соответственно.
Таблица 2.1
Конструкция дорожной одежды
№ п/п |
Наименование слоя |
Наименование материала слоя |
Толщина слоя, м |
1 |
Покрытие |
Мелкозернистый плотный асфальто- бетон, тип Б, марка II по ГОСТ 9128-97 |
0,05 |
2 |
Крупнозернистый пористый асфальто- бетон, марка II по ГОСТ 9128-97 |
0,07 |
|
3 |
Основание |
Щебень устроенный по способу заклинки |
0,16 |
4 |
Подстилающий слой |
Щебеночно-песчаная сменесь (С-6) по ГОСТ 25607-94 |
0,14 |
Таблица 2.2
Объемы земляных работ
Номера участков |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Протяженность участков |
км - км |
0-6 |
6-19 |
19-24 |
24-33 |
|
Виды работ: |
||||||
Снятие растительного слоя |
тыс. м2 |
158 |
311 |
126 |
200 |
|
Насыпь из боковых резервов |
тыс. м3 |
- |
- |
115 |
207 |
|
Насыпь из выемки |
тыс. м3 |
37 |
- |
127 |
69 |
|
Насыпь из грунта карьера |
тыс. м3 |
385 |
286 |
57 |
74 |
|
Сосредоточенные работы |
Насыпь |
тыс. м3 |
- |
366 |
- |
- |
Выемка |
37 |
- |
127 |
69 |
Рис. 1. Стройгенплан автомобильной дороги «А-Б»
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ДЛИН ЗАХВАТОК ПРИ ВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
При выборе ведущей машины обязательно необходимо учитывать работы по снятию растительного слоя, так как их нельзя разделять во времени с работами по возведению земляного полотна (при срезке растительного грунта, образуется искусственное понижение поверхности земли, что может привести к переувлажнению грунта основания насыпи и даже застою воды).
Снятие растительного слоя производим бульдозером, группа грунта II (суглинок тяжелый), П = 7150 м2/смен (§ Е2-1-5, [1]).
Определяем длину захватки по снятию растительного слоя бульдозером на каждом из участков (табл. 3.1).
Таблица 3.1
№ участка |
Объемы работ (V), тыс. м2 |
Протяженность участка (L), км |
Длина захватки (Lзахв=L/(V/П)), м/смен |
1 |
158 |
6 |
270 |
2 |
311 |
13 |
300 |
3 |
126 |
5 |
280 |
4 |
200 |
9 |
320 |
Работы по возведению земляного полотна можно выполнять, используя различные дорожные машины, возможность применения которых обуславливается технологическими и экономическими факторами [3]:
1) с помощью скреперов, при дальности возки от 0,1 до 2,7 км (наибольшая экономическая эффективность использования скреперов); при этом оптимальная дальность транспортировки грунта прицепными скреперами составляет 0,1 – 0,6 км, а полуприцепными и самоходными – 0,6 – 2,7 км;
2) используя автовозку (экскаватор + автосамосвал), при дальности транспортировки более 2,7 км;
3) возведение грунта бульдозером, при дальности транспортировки до 100 м (при большей дальности использование бульдозера неэффективно); однако при использовании бульдозера имеется технологическое ограничение по максимально возможной высоте насыпи – 1,0 – 1,5 м, поэтому при использовании этой технологии совместно с другими, она должна предшествовать другим видам работ;
4) с помощью прицепных и самоходных грейдеров (при высоте насыпи до 0,75 м и равнинном или слабохолмистом рельефе, для дорог IV, V категорий при небольших объемах земляных работ);
5) используя грейдер-элеватор (при высоте насыпи до 1,25 – 1,5 м в равнинных степных районах, грунты без содержания каменных включений);
6) используя экскаваторы - драглайн (в связи с высокой себестоимостью работ используются при невозможности или трудности ведения работ другими способами).
В связи с многообразием приведенных технологий, наиболее универсальным и эффективным способом, при разработке грунта боковых резервов, является технология с использованием бульдозера. Именно ее используем в нашем случае; производительность бульдозера П=2680 м3/смен (§ Е2-1-22, [1]).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.