Организация строительства автомобильной дороги: Методические указания по выполнению курсовой работы. Часть 2. Определение оптимальных длин захваток и планирование сроков выполнения работ, страница 3

Строительство автомобильной дороги желательно проводить не менее чем за два года: в первый год возводится земляное полотно и устраивается нижний слой основания (желательно земляное полотно закрывать слоем основания), что дает земляному полотну устоятся и осесть (на второй год осадочные деформации минимальны), а во второй год устраивать дорожную одежду и производить работы по обустройству дороги. Однако на дорогах IV технической категории с переходным типом покрытия (за исключением щебня, устроенного по способу заклинки ввиду сложности его ремонта) работы по возведению земляного полотна и строительству дорожных одежд желательно производить в один год с исправлением дефектов, возникающих в результате осадки земляного полотна, на второй год строительства. В случае если в один год устройство земляного полотна не представляется возможным, в первый год возводится один участок дороги, а в последующие – другие.

Согласно техническому проекту, категория строящейся дороги III, поэтому в первый год строительства предусменатриваем работы по возведению земляного полотна и устройству нижнего слоя основания. В связи с зимним удорожанием строительства, все работы производим в теплый период, с устойчивой среднесуточной температурой воздуха не ниже 0 ˚С. Этому периоду соответствует временной интервал с 16.04 по 16.10 с календарной продолжительностью 184 дня. Однако при планировании работ необходимо учитывать простои по погодным и техническим причинам. По этой причине работы планируется начать 01.05, когда грунт, после весенней распутицы просохнет и его влажность уменьшится, а за строительный сезон принимаем еще 18 нерабочих дней, тогда общая продолжительность календарных дней составит 151 день. Для наибольшего использования техники работу целесообразно вести без выходных и в 2 смены. Использование 3-й смены не желательно, так как необходимо решать вопрос об освещении рабочего места, что при достаточно большом фронте работ затруднительно, и ведет к удорожанию строительства. В соответствии с дорожно-климатическим графиком, отражающим продолжительность светового дня, работу в 2 смены следует назначить с 15.05 и по 15.08, что фактически соответствует 92 календарным дням. В оставшийся период работы планируется вести в 1 смену. Определяем максимально возможное число рабочих смен:

 смен.

Определяем требуемое количество рабочих смен, необходимых для возведения земляного полотна из грунта выемок и грунта сосредоточенных карьеров, учитывая, что при возможности необходимо использовать одни и те же экскаваторы при разработке выемок и карьеров для обеспечения максимального использования техники. Рассчитываем число рабочих смен, требуемых для разработки всех выемок и карьеров одним экскаватором:

                                    (5)

где Li – протяженность i-го участка, на котором имеют место работы, осуществляемые с применением экскаватора, м;

 – длина захватки каждого вида работ на i-ом участке, м;

 = (6000 / 210+5000 / 50+9000 / 170+6000 / 20+13000 / 55 +

+ 5000 / 110 + 9000 / 150) = 824 смен.

Из расчетов видно, что для выполнения линейных работ по возведению земляного полотна рабочих смен требуется больше максимально возможного, поэтому необходимо увеличивать число экскаваторов. Приблизительное количество экскаваторов можно определить по формуле

                                    (6)

где К – коэффициент сменности, учитывающий число рабочих смен в течение строительного периода, необходимое для проведения работ по возведению земляного полотна из боковых резервов, выполнения сосредоточенных работ, строительства искусственных сооружений, строительства нижнего слоя основания и работы по закреплению трассы, расчистке полосы отвода от леса, кустарника и пней, а также строительства технологической дороги, которые могут повлиять на сроки выполнения основных работ. Значение коэффициента К можно определить по формуле

       (7)

Ориентировочное значение коэффициента К расчитывается как

                                           (8)

где  – коэффициент, учитывающий время для проведения работ по возведению земляного полотна из боковых резервов;

 – коэффициент, учитывающий время на строительство искусственных сооружений; строительство мостовых сооружений при не возможности ведения работ в летний период производят зимой с такой организацией, чтобы они были закончены до подхода линейных земляных работ. При наличии технологической дороги, обеспечивающей технологический проезд через водную преграду, строительство мостового сооружения можно вести без учета линейного потока по строительству  земляного полотна. Для учета времени, необходимого на строительство водопропускных труб, значение коэффициента можно принять равным 0,05;

 – коэффициент, учитывающий время на строительство нижнего слоя основания,  = 0,02;

 – коэффициент, учитывающий наличие сосредоточенных земляных работ (устройство сосредоточенных насыпей); значение данного коэффициента можно определить по формуле

                                    (9)

где  – сумма сосредоточенных объемов земляных работ на всех участках (в нашем случае сосредоточенные работы предусменотрены только на втором участке с объемом 366×1,03=377 тыс. м3);

 – сумма линейных земляных работ разрабатываемых экскаваторами (в нашем случае 1060 тыс. м3);

=377/1060=0,36;

 – коэффициент, учитывающий время на расчистку и закрепление трассы; для наиболее полного использования благоприятного периода для основных видов работ, эти работы рекомендуется производить в более ранний срок;

 – время, необходимое для строительства технологической автомобильной дороги;

К=1,1+0,36=1,46.

Минимальное количество экскаваторов должно быть: =1,46×824/243=4,95 (5) шт.

Одновременная работа всех 5-ти экскаваторов, например в одной выемке, невозможна по технологическим причинам, поэтому необходимо выяснить какое количество экскаваторов необходимо определить на разработку выемок, а какое – на грунтовые карьеры; определяем исходя из соотношения объемов грунта, разрабатываемых соответственно в выемке и в карьере: