Организация строительства автомобильной дороги: Методические указания по выполнению курсовой работы. Часть 2. Определение оптимальных длин захваток и планирование сроков выполнения работ, страница 2

При разработке грунта земляного полотна необходимо учитывать, что плотности грунта в естественном залегании и в теле земляного полотна не соответствуют друг другу, поэтому необходимо в расчетах принимать значения оплачиваемых объемов (объемы грунта за которые заказчик производит оплату), а не проектных, заданных техническим проектом. Оплачиваемые объемы определяются путем умножения проектных объемов на коэффициент относительного уплотнения:

                                        (1)                                                  

                                        (2)

где  – коэффициент относительного уплотнения;

 – плотность грунта в теле земляного полотна, кг/м3;

 – плотность грунта при естественном залегании, кг/м3.

Согласно СНиП 2.05.02-85 [4], (прил. 2, обязательное) принимаем значение коэффициента относительного уплотнения (при требуемом коэффициенте уплотнения грунта 0,98) равное – 1,03 (грунт земляного полотна – суглинок).

Определяем длину захватки на каждом из участков при разработке грунта боковых резервов бульдозером:

Таблица 3.2

№ участка

Объемы работ согласно техническому проекту (V), тыс. м3

Оплачиваемые объемы земляных работ (Vопл), тыс. м3

Протяженность участка (L), км

Длина захватки (Lзахв=L/(Vопл/П)), м/смен

3

115

119

5

110

4

207

214

9

110

Для разработки выемок и грунтовых карьеров используются технологии № 1, 2 (смен. выше). При выборе технологии необходимо руководствоваться удельной средней дальностью (средняя дальность возки 1 м3 грунта) транспортировки грунта от всех выемок и всех карьеров до сооружаемого земляного полотна. Если удельная средняя дальность возки менее 2,7 км, то принимается технология с использованием скреперов, в противном случае – с использованием автовозки.

В связи с единством технологии производства работ использование одновременно 2-х технологий не желательно, так как в этом случае специализированный поток (машино-дорожный отряд) будет состоять из 2-х частных потоков (на каждый вид работ) и возникает необходимость в их увязке. Использование одновременно двух технологий рекомендуется лишь в тех случаях, когда дальности транспортировки грунта с различных источников очень сильно отличаются, и при комплектовании машино-дорожных отрядов все ведущие машины будут использоваться в течение всего строительного сезона.

Приблизительное значение удельной средней дальности транспортировки грунта можно определить по формуле

                                         (3)

где Vi – разрабатываемый объем грунта в i-ой выемке (карьере), м3;

 – средняя дальность транспортировки от i-ой выемки (карьера) до сооружаемого земляного полотна, км.

Необходимо учитывать, что сосредоточенные земляные работы выполняются отдельным МДО, поэтому их в расчетах не учитываем. Среднюю удельную дальность транспортировки грунта земляного полотна определяем в соответствии с рис. 1, при этом средняя дальность транспортировки грунта равна:

,               (4)

где А – расстояние от карьера до строящейся дороги, км;

L – протяженность зоны действия i-ой выемки (карьера), км;

i – километр участка строящейся дороги, на который выходит технологическая дорога, осуществляющая транспортную связь между объектом строительства и карьером, или на котором расположена середина выемки.

Результаты расчета сведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Номер карьера (выемки)

Значения параметров, км

Средняя дальность транспортировки грунта (), км

Оплачиваемые объемы работ (Vопл), тыс. м3

Vопл ×,

тыс. м3  × км

А

i

L

Карьер №1

2,8

4

8,5

4,93

454

2239

Карьер №2

1,1

6,5

14,5

4,76

285

1358

Карьер №3

4

5

10

6,50

88

572

Выемка №1

0

3,5

6

1,54

37

57

Выемка №2

0

1,5

5

1,45

127

184

Выемка №3

0

6,5

9

2,69

69

186

Сумма

1060

4596

=4596 / 1060=4,34 км

В нашем случае средняя  удельная дальность транспортировки равна 4,34 км, поэтому принимаем технологию с использованием автовозки.

Ведущей машиной при использовании автовозки является экскаватор, с принятой производительностью П=1320 м3/смен (§ Е2-1-9, [1]); определяем возможную длину захватки при ведении работ одним экскаватором по отсыпке земляного полотна из грунта выемок (табл. 3.4) и грунта карьера (табл. 3.5).

Таблица 3.4

№ участка

Объемы работ согласно техническому проекту (V), тыс. м3

Оплачиваемые объемы земляных работ (Vопл), тыс. м3

Протяженность участка (L), км

Длина захватки (Lзахв=L/(Vопл/П)), м/смен

1

37

37*

6

210

3

127

127

5

50

4

69

69

9

170

Примечание: *  коэффициент относительного уплотнения при разработке выемок не учитывается, так как разрабатываемый объем грунта не может быть больше проектного.

Таблица 3.5

№ участка

Объемы работ согласно техническому проекту (V), тыс. м3

Оплачиваемые объемы земляных работ (Vопл),

тыс. м3

Протяженность участка (L), км

Длина захватки (Lзахв=L/(Vопл/П)), м/смен

1

385

397

6

20

2

286

295

13

55

3

57

59

5

110

4

74

77

9

150