Ответы на экзаменационные вопросы № 1-19 по дисциплине "Терапевтическая стоматология детского возраста" (Возрастные особенности строения пульпы. Основные принципы эффективности профилактики стоматологических заболеваний), страница 6

ВОЗ предложила оценивать интенсивность поражения кариесом по состоянию зубов у 12-х детей: 0,01-1,1- очень низкий (Корея, Япония); 1,2-2,6- низкий (США,Африка); 2,7-4,4- средний (Европа); 4,5-6,5- высокий (Россия); более 6,5-оч. высокий (Дальний Восток).

Распределение детей на группы по степени активности кариеса: 1группа (7-10лет): компенс.= менее 5; субкомпенс.=6-8; декомпенс.= более8.  2группа (11-14): компенс= менее4; субкомпенс=5-8; декомпенс= более8;  3группа (15-18): компенс.= менее6; субкопменс.= 7-9; декомпенс.= более9.  При первой степени активности – компенсированной – индекс интенсивности не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы, проживающей в данной местности. При второй степени активности – субкомпенсированной – интенсивность кариеса выше среднего значения интенсивности для соответствующей возрастной группы, на три сигмальных отклонения. При третьей степени активности – декомпенсированной – интенсивность кариеса превышает максимальный показатель для данной возрастной группы на три сигмальных отклонения.

Первую группу осматривают и санируют 1 раз в год

Вторую группу детей осматривают и санируют два раза в год.

Третью группу осматривают и санируют 3 раза в год (через 3-4 мес)

15. Роль неправильно протекающей функции сосания в возникновении ЗЧА.

5 вариантов: 1. Полное нарушение; причины: недоношенные дети, тяжелые пороки развития ЧЛО, травма при родах; церебральный паралич. Кормление парентеральное, затем соска-рожок, 2-3нед. грудное вскармливание.

2. Вялое сосание (снижение активности сосательного рефлекса).  Причины: отклонения в антенатальном периоде, низкая масса тела, аномалия уздечки языка, нарушение носового дыхания. Питание- соска-рожок.

3. Неудовлетворительное сосание (после кормления - потребность в сосании, ребенок сосет пальцы). Причина: быстрое поступление молока, энергичное сосание. Профилактика: предварительное сцеживание молока матерью, правильная подготовка соски-рожка, пролонгированное сосание соски-рожка после кормления.

4. Длительное сосание (несвоевременное угасание сосательного рефлекса)- ребенок сосет соску более 1 года. Причины: несвоевременное отучивание, неумелое использование (постоянное сосание). Профилактика- разъяснительная работа с будущими матерями.

5. Извращенное сосание (пальцы, предметы). Причины: неудовлетворенный инстинкт, отсутствие контакта между матерью и ребенком (искусственное вскармливание); неподготовленность к ДДУ; утомление в ДДУ. Проф-ка: после кормления – соска-пустышка, грудное вскармливание, участие матери в кормлении.  Методы устранения: груднойвозраст- плотное пеленание, рубашки со слепыми рукавами. Старший возраст: картонные лонгетки на локти, убеждение, увлечение играми. При безуспешности- ортодонтические аппараты.

16. Формы и методы повышения мед. грамотности населения. Этапы урока гигиены.

Гигиеническое воспитание включает :повышение мед. грамотности, гигиеническое обучение. Субъекты воспитания: педагоги, родители, дети, мед. работники. Формы: активные (лекции, беседы, дискуссии, викторины, ролевые игры, спектакли, уроки здоровья) и пассивные (статьи, листовки, памятки, брошюры, плакаты, выставки, стенды, слайды, кино).

Этапы воспитания ребенка: пробудить интерес к зубной щетке, пасте,уходу за зубами (личным при мером); убедить в необходимости и полезности ухода; продемонстрировать методику чистки и научить самостоятельно делать правильные движения; закрепить умения путем терпеливого и настойчивого объяснения; добиться перехода умений в навыки и в повседневную потребность путем контроля дома и в дет.саду.