Этика марксизма, страница 6

С борьбой рабочего класса за новое общество, с коммунистической революцией основоположники марксизма связали вопрос о перевоспитании людей, несущих на себе груз частнособственнических пережитков и предрассудков, вопрос об изменении их сознания. «...Как для массового порождения этого коммунистического сознания, так и для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в революции; следовательно революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества» .

Связав, таким образом, моральное обновление общества с борьбой рабочего класса, с коммунистической резолюцией, основоположники марксизма тем самым выступили против создания этической доктрины, стоящей над жизнью и предписывающей людям (всему обществу) отвлеченные моральные правила. В. И. Ленин говорил, что марксизм в теоретическом отношении подчиняет этику принципу причинности (т. е. дает ей научные основы), а в практическом отношении сводит ее к классовой борьбе.

В отличие от буржуазных теорий марксизм не создает догматической системы морали, пригодной для всех времен и всех народов, не скрывает классового происхождения своей этики, не подменяет классовую борьбу моральными наставлениями.

Утверждая, что марксизм отрицает этику, идеологи буржуазии обнаруживают, во-первых, свою классовую ограниченность и неспособность понять марксизм, во-вторых, свою корыстную цель: опорочить марксизм в глазах трудящихся как «безнравственное» учение. В действительности только марксизм впервые дал научное решение вопросов морали и обосновал в своей этике принципы подлинно человеческой нравственности. Создание научной теории морали стало возможным именно тогда, когда на историческую арену выступил класс — носитель общечеловеческой морали коммунизма.

Жизнь Маркса и Энгельса — великий образец беззаветного служения народу, делу коммунизма, которому они без остатка отдали все свои силы. Они видели в этом свой моральный долг.

По словам Ф. Меринга, «Маркс добровольно брал на себя «свой мученический подвиг, длившийся целыми десятилетиями.

Он отклонял всякий соблазн компромиссов, хотя имел полную возможность без какого бы то ни было урона для чести укрыться в гавани буржуазной профессии. Все, что нужно сказать об этом, Маркс сказал просто, без всяких высокопарных фраз: «Несмотря ни на какие препятствия, я буду идти к своей цели и не позволю буржуазному обществу превратить себя в машину для выделки денег» . Известно, что нужда часто душила Маркса и его семью, что самоотверженная помощь его замечательного друга — Энгельса не раз спасала его от тяжелого гнета , нищеты. Дружба Маркса и Энгельса, этих величайших мыслителей и борцов, не имеет себе равной в истории.

Оба они посвятили себя общему делу освобождения человечества от цепей капитала и отдали этому делу действительно все, что могли. В письме к 3. Мейеру от 30 апреля  1867 г.  Маркс, объясняя, почему он не отвечал на его письмо, писал:  «Итак, почему же я Вам не отвечал? Потому, что я все время находился на краю могилы. Я должен был поэтому использовать каждый момент, когда я бывал в состоянии работать, чтобы закончить свое сочинение, которому я принес в жертву здоровье, счастье жизни и семью. Надеюсь, что этого объяснения достаточно. Я смеюсь над так называемыми «практичными» людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре. Но я считал бы себя поистине непрактичным,  если  бы  подох,  не  закончив  своей книги, хотя бы только в рукописи» .

Эти слова вполне выражают нравственное величие Маркса.

МИНЕСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ЭТИКА МАРКСИЗМА»

Выполнил: студент гр. Д-104

Коропо А.В.

Проверил: Сироткин А.А.                  

Гомель,2004

Литература:

История философии, том III.М., 1959