Марксистская партия воспитывает такое отношение к общественному долгу, при котором он становится делом внутреннего убеждения, т. е. подлинно моральным долгом,
Совесть, как и долг,— не внеисторическое понятие. Она не дана человеку ни его «природой», ни вложена в него богом. Основоположники марксизма учат: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего.— иная, чем у того, кто неспособен мыслить» . Совесть имущих имеет границы в частной собственности и привилегиях, поэтому Маркс говорит, что «совесть» привилегированных — это «привилегированная совесть». Маркс и Энгельс высказали ряд глубоких мыслей и о моральных основах семьи на различных этапах ее развития. До возникновения моногамии (т. е. при различных формах группового брака, освящаемых моралью того времени) не могло существовать выбора супруга по взаимному согласию. Появление моногамии создало эту возможность, но она редко превращалась в действительность, в особенности, у господствующих классов, где в вопросах брака над всеми другими соображениями преобладали интересы коммерческие; политические и т. д. Основоположники марксизма предвидели, что с уничтожением частной собственности на средства производства, с вовлечением женщины в общественное производство как свободного и полноправного члена социалистического общества, брак перестанет быть сделкой (коммерческой, политической и т. д.), каким он был и остается в среде эксплуататорских классов, а вместе с тем отпадут и неизбежные спутники такого брака — гетеризм и проституция. Тогда моногамия найдет свое полное и действительное осуществление, вырастет «поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие средства социальной власти, и поколение женщин, которым никогда не придется отдаваться мужчине из-за каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви».
Основоположники марксизма применяли моральные категории и оценки не только к поведению отдельных лиц, но также к поведению целых классов и наций. Так, они говорили о «теоретической совести» Германии, о «национальном стыде», о «политических добродетелях» и т. д., применяя моральные оценки (добра и зла, справедливости и несправедливости) к самым различным сторонам общественной жизни. Однако при этом Маркс и Энгельс никогда не подменяли анализа экономических и социально-политических отношений моральными оценками и были решительными противниками «морализующей критики» капитализма.
Они нидогда не обосновывали необходимость социализма, исходя из моральных соображений. «Этот призыв к морали и нраву в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом».
Творцы марксизма-ленинизма подходили к изучению общественных процессов так же, как естествоиспытатель подходит к изучению определенных процессов, происходящих в природе. Они рассматривали общественное развитие как естественно-исторический процесс. Но, уподобляя развитие производственных отношений естественному процессу, происходящему независимо от воли и сознания людей, они не отказывались от моральной оценки тех или иных экономических фактов в том случае, когда эти факты рассматривались не сами по себе, а в их отношении к людям, к массам трудящихся. Моральная оценка, не применимая к явлениям природы, оказывается применимой к любым общественным явлениям, поскольку последние рассматриваются в их отношении к благу общества, к благу каждого труженика. В таким случае исторически определенные общественные отношения по сравнению с другими можно характеризовать как добро или как зло, применять категории справедливости и несправедливости и т. д. Анализируя капиталистический способ производства в его развитии, классики марксизма дали исчерпывающее объяснение сущности капиталистических отношений и доказали неизбежность гибели капитализма и победы социализма. Вместе с тем они выдвинули против капитализма и господствующей буржуазии обвинительный акт такой моральной силы, какой никогда не достигала вся прежняя обличительная литература. Сознание справедливости борьбы против капитализма, опирающееся на понимание исторической обреченности капитализма и неизбежность победы социализма, играет огромную мобилизующую роль в борьбе рабочего класса за новое общество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.