Этика марксизма, страница 2

Пролетарская коммунистическая мораль по своей глубокой сущности является общечеловеческой,- ибо она является моралью класса, призванного навсегда избавить общество от эксплуатации и классовой борьбы. Она соответствует коренным интересам трудящихся, борющихся против эксплуатации во всех ее формах, против угнетения человека человеком. Она свободна поэтому от той классовой ограниченности, которая была характерна для старых моральных систем классового общества. Класс — носитель этой новой морали — привлекает к себе миллионы трудящихся благородством своих идеалов, своей самоотверженной борьбой, своей сплоченностью и сознательностью, новым строем мыслей и чувств.

Марксистская партия, внося социалистическое сознание в ряды рабочего класса, руководя его борьбой, оказывает громадное влияние на формирование новой морали. Еще в ранних объединениях социалистических рабочих Маркс и Энгельс увидели зародыши новых человеческих отношений, той подлинно человеческой морали, которой принадлежит будущее. Наблюдая собрания французских социалистических рабочих, их стремление к общению, Маркс писал: «...Человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство» .

Пока существуют классы и их борьба, новая мораль выступает в классовых рамках. В коммунистическом обществе она полностью освобождается от своих классовых рамок и становится единой моралью всего общества. Вот почему Энгельс писал: «Мораль истинно человеческая, стоящая выше классовых противоречий и всяких воспоминаний о них, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда не только будет уничтожена противоположность классов, но изгладится и след ее в практической жизни».

К сказанному об общественном содержании морали необходимо добавить, что творцы марксизма, относясь резко критически ко всякой моральной догматике и к претензиям старых моралистов выдавать свои этические системы за «вечную мораль», пригодную для всех времен и народов, признавали в то же время в области морали наличие истин, имеющих общечеловеческое значение. Энгельс отмечал, что в морали, как и во всей области познания, относящейся к истории общества, такого рода истины «рассеяны еще более скупо», чем в сфере естествознания, но они все же существуют.

Отрицательно   относясь к включению   в   написанный   им (текст «Устава Международного Товарищества Рабочих» общих : фраз об истине, долге и справедливости (как фраз совершенно - абстрактных,  лишенных    конкретно-исторического    содержания), Маркс тем не менее в других документах Международного Товарищества Рабочих ссылался   на   «простые   законы нравственности и справедливости», которые должны соблюдаться в отношениях между, частными лицами и между народами. Энгельс в работе   «Положение   рабочего класса   в  Англии» писал о «простейших принципах», регулирующих   отношения человека к человеку. Под  этими  принципами,  или законами нравственности, Маркс и Энгельс подразумевали не внеисторические законы и правила нравственности (наподобие категорического императива Канта), а выработанные людьми на протяжении своей истории элементарные правила общежития, необходимые для регулирования их совместной жизни.

Марксизм дал ясный ответ на вопрос о том, может ли человек свободно совершать свои поступки и отвечать за них. Марксизм показывает, что обусловленность человеческих поступков вовсе не является фатальной, т. е. исключающей всякую возможность выбора действий и поступков, их оценки и т, д. С другой стороны, возможность выбора не означает признания абсолютной свободы воли. Если бы человек был «абсолютно свободен» в своих поступках, моральная оценка также исключалась бы. Для такой оценки не было бы никакого объективного критерия. В одном случае человек — раб обстоятельств; в другом случае — его поступки совершенно случайны и произвольны. Признание абсолютной свободы воли и отрицание необходимости дает теоретическую основу для оправдания буржуазного произвола в политике, буржуазного индивидуализма в поведении. Но этот индивидуализм отнюдь не означает подлинной свободы в поведении и оценке человеческих поступков, ибо на деле свободная воля собственника, по словам Маркса, «прикована к самым мелким и эгоистичным интересам, как раб к скамье галеры» .