Этика марксизма, страница 4

Если при капитализме общий интерес трудящихся связывает их для борьбы против общих интересов класса капиталистов, то в условиях социализма этим общим интересом трудящихся становится интерес их совместной деятельности, строительство и защита нового общества. Мерилом достоинства человека в условиях социализма является его труд, его отношение к общему делу строительства нового общества, его забота об общих интересах трудящихся.

Другой стороной пролетарского, социалистического коллективизма является забота общества о человеке, о всестороннем развитии и применении его способностей. Такая забота вытекает из природы нового общества, в котором труд и воспитание будут соединены и где будет обеспечена возможность людям «всесторонне применять свои всесторонне развитые способности» . Это значит, что социалистический коллективизм совпадает с подлинным гуманизмом — гуманизмом высшего типа, поднимающим человека на невиданную высоту. Пока существуют враждебные классы, этот гуманизм стоит на позициях последовательной классовой борьбы. Поэтому любовь к людям, которую он проповедует, предполагает ненависть к эксплуататорам, борьбу против них.

Если старый гуманизм видел в угнетенном человеке из трудящейся массы существо, достойное лишь жалости и сострадания, то социалистический гуманизм видит в нем человека, который может и должен быть борцом и строителем нового общества. Социалистический гуманизм стремится пробудить в угнетенном человеке сознание своего человеческого достоинства. Все это означает, что социалистический гуманизм по-настоящему верит в силы и способности человека, уважает его, верит в его будущее. Поэтому он требует не пассивности, а борьбы за счастье людей. Поэтому же он требователен к человеку. И уважение и требовательность к человеку основаны одинаково на вере в силы и способности человека, выражают гордость за него, любовь к нему .

Борьба рабочего класса за свое освобождение и строительство нового общества происходит в рамках исторически определенных условий. Это значит, что преданность общественным интересам, интересам рабочего класса, народа есть также преданность своей Родине, уважение к лучшим национальным традициям своего народа, любовь к его языку и т. д. В условиях капитализма рабочий класс борется за преобразование своей страны в интересах трудящихся, за освобождение Родины от гнета во всех его формах. «Вспомните,— писал Энгельс,— какие чудеса совершал энтузиазм революционных армий с 1792 по 1799 г.— армий, которые боролись ведь только за иллюзию, за мнимое отечество, и вы поймете, какова должна быть сила армии, борющейся не за иллюзию, а за нечто реальное и осязаемое». Это предсказание Энгельса целиком подтверждено последующим опытом революционных войн, особенно Великой отечественной войны советского народа.

Патриотизм революционных пролетариев органически связан с интернациональными задачами рабочего класса, с укреплением международной солидарности рабочих и всех трудящихся. Марксизм противопоставляет как «старому, ничем не прикрытому национальному эгоизму, так и лицемерному частo «эгоистическому космополитизму», братство между народами. Такое братство в настоящее время получило свое воплощение в отношениях между народами социалистических стран. Основоположники марксизма указывали на прямую связь буржуазного национализма и космополитизма господствующих наций с индивидуалистическим, эгоистическим принципом, на котором зиждется буржуазное общество; и национализм и космополитизм есть проявление классового эгоизма буржуа по отношению к другим народам. Принципы социалистического патриотизма и интернационализма, напротив, выражают возможность и необходимость сочетания общих интересов данного народа с интересами всех народов, любви к родине с уважением к другим народам, с преданностью делу мира и прогресса человечества. Эти принципы являются важнейшими политическими и моральными принципами борцов за коммунизм во всем мире.

]Новым общественным содержанием в марксистской этике наполняются понятия морального долга и совести; эти понятия с разных сторон выражают связь личных интересов с общественными, приспособление первых ко вторым, выражают нравственное возвышение человека.

Марксистская теория морали видит источник долга (общественного долга в широком смысле слова) не в боге и не в природе Человека, а в объективно назревших потребностях прогрессивного развития общества.