Учреждение образования
Методическая разработка
Для проведения занятия со студентами
3 курса лечебного, медико-профилактического
факультета по «Общей хирургии»
Тема: Раневая инфекция
Время: 3 часа.
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Проблема патогенеза и лечения ран относиться к числу наиболее старых разделов медицины и имеет многовековую историю. Интерес и постоянное внимание к этой старой проблеме объясняется, прежде всего, тем, что представление о раневом процессе постоянно меняется вместе с развитием медицины, биологии и технических наук. Успехи в изучении динамики раневого процесса имеют теоретическое и прикладное значение. Только имея точное понимание функции и механизмы взаимодействия каждой из клеток, участвующих в раневом процессе, можно разработать рациональные, высокоэффективные методы, лечения ран и предупреждения осложнений в их лечении.
Цель: Научить студентов основным правилам проведения первичной хирургической обработки ран и современным методам лечения их в зависимости от фазы раневого процесса.
Задачи:
1. Изучить морфологию и патогенез инфицированной раны.
2. Научить студентов распознавать инфекционные осложнения течения раневого процесса.
3. Научить студентов методике обследования больных и инфицированными осложнениями ран.
4. Научить студентов методике хирургической обработки раны.
Изучить консервативные методы лечения инфекционных осложнений ран.
В результате проведения занятия студент должен:
1) Знать: Патогенез и фазы раневого процесса, виды заживления ран, первичную и вторичную хирургическую обработку ран, инфекционные осложнения ран, общие и местные признаки нагноения ран, лечение гнойной раны в зависимости от фазы раневого процесса, современные признаки хирургического лечения гнойных ран, энзимотерапию и антибактериальную терапию.
2) Уметь: Давать характеристику ране (форма, края, дно, экссудат), определять фазу раневого процесса, перевязывать гнойную рану, брать посев раневого содержимого на флору и чувствительность к антибиотикам, назначать лечение в зависимости от фазы течения раневого процесса, пользоваться проточно-аспирационной системой, применять протеолитические ферменты во время перевязок.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
При подготовке к занятию повторить следующие темы:
· Фармакология (антибиотики).
· Патофизиологи. (воспаление).
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Заживление ран первичным натяжением и под струпом.
2. Заживление ран вторичным натяжением.
3. Инфекционные осложнения ран.
4. Первая помощь при ранении.
5. Первичная хирургическая обработка ран, виды. Первичный и вторичный шов ран.
4. Практическая часть занятия.
5. ход занятия.
№ п/п |
Этап занятия |
Время Мин. |
Место проведения и оснащения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Организационный момент Контроль исходного уровня знаний Разбор и изучение таблиц, муляжей Опрос и обследование больных Посещение перевязочной, операционного блока Клинический разбор больных Контроль конечного уровня знаний, решение ситуационных задач Подведение итогов занятия и ознакомление с темой следующего занятия |
5 10 10 20 30 25 30 5 |
Учебная комната, журнал посещаемости и успеваемости Учебная комната, тестовые вопросы Учебная комната, таблицы № 5.1 – 5.12 и муляжи Палаты и больные Перевязочная, операционный блок, больные Учебная комната, истории болезни Учебная комната, ситуационные задачи Учебная комната. |
6. вопросы для самоконтроля знаний
1. У больного после вскрытия абсцесса в верхне-наружном квадрате правой ягодицы имеется рана размером 12х3 см. Края и дно раны покрыты яркими сочными грануляциями без гнойного отделяемого. Фиброзно-гнойный налет и отек раны отсутствуют.
В какой фазе раневого процесса находится рана? Какое местное лечение необходимо проводить больному?
Ответ: Рана находится в фазе регенерации (созревание грануляционной ткани). Местно целесообразно применять повязки.
2. Вам доставили ребенка 5 лет с множественными ссадинами кожи на обоих предплечьях.
Чем вы обработаете раны? Наложите ли повязок? Какие профилактические мероприятия следует провести?
Ответ: Ссадины следует обработать настойкой бриллиантовой зелени (йодоната и др.). Повязку накладывать не надо. Необходимо провести мероприятия по профилактике столбняка.
1. С именем К. Ландштейнера связан:
1) 1 период истории переливания крови;
2) 2 период истории переливания крови;
3) 3 период истории переливания крови.
2. Возможно переливание крови от умерших доноров:
1) с ВИЧ инфекцией;
2) с онкопатологией;
3) с лейкозом;
4) с туберкулезом;
5) инфицированных анатоксином St.aureus.
3. Срок использования свежей (нативной) плазмы:
1) до 2-3 ч;
2) до 12 ч;
3) до 24 ч;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.