Система жизнеобеспечение населения: сущность, критерии оценки, пути развития, страница 6

Как же управлять разношерстными компонентами жизнеобеспечения? На Западе и в отечественной практике всё большее распространение получает, так называемое, управление по результатам. Его смысл состоит в том, что для каждого субъекта управления на известный отрезок времени определяется главная цель, которая по существу и становится объектом исключительного внимания, объектом управления и объектом концентрации управленческих ресурсов. Именно по тому, как реализуется эта цель, определяется эффективность управленческой деятельности и дается оценка работе органа управления и, прежде всего, руководителя, что, в свою очередь, создает основания для оргвыводов и карьерных перемещений. Вполне понятно, что главная цель должна быть простой и ясной, легко контролируемой, не допускающей разных и тем более противоречивых толкований и поддающейся однозначной количественной оценке.

Эффективность системы жизнеобеспечения населения обусловлена получением объективной информации о состоянии жизнеобеспечения, выбором обоснованной совокупности целей, выверенной стратегии, надежной системы реализации намеченных целевых программ, эффективной самоорганизацией населения для его посильного участия в жизнеобеспечении, эффективной системой общественного контроля.

Основные пути формирования эффективной системы жизнеобеспечения населения сводятся к следующим:

¾  отработка систем получения достоверной информации о реальной ситуации в стране и в каждом регионе, связанной с жизнеобеспечением населения; организация мониторинга по основным параметрам жизнеобеспечения;

¾  разработка, утверждение и внедрение в практическую деятельность органов власти эталонных уровней жизнеобеспечения (прогрессивный; оптимальный; минимальный; кризисный), а также социальных стандартов по всем показателям жизнеобеспечения;

¾  разработка единой (сопоставимой) методологической и статистической базы для проведения исследований в области жизнеобеспечения населения, имея в виду разрезы по уровню управления, основным направлениям деятельности и целям исследования;

¾  объективный анализ ситуации и построение «дерева» проблем и целей по степени важности, остроты и неотложности решения;

¾  разработка стратегических, тактических и оперативных программ построения и функционирования системы жизнеобеспечения с учетом общих и специфических задач;

¾  распределение и закрепление полномочий при решении проблем жизнеобеспечения населения: федеральный, региональный, муниципальный, уровень предприятий и организаций;

¾  формирование и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые условия для достойной жизни и деятельности человека;

¾  формирование и отработка механизмов эффективного функционирования системы жизнеобеспечения населения региона;

¾  формирование и отработка механизмов ответственности за жизнеобеспечение населения региона (политических, экономических, финансовых, организационно-административных, юридических, социальных); внедрение их в практику и трансформация совокупности механизмов в единую эффективно действующую систему;

¾  внедрение в практику интегральных показателей (индексов), определяющих производство и потребление важнейших жизненных благ; закрепление их в виде целей управленческой деятельности; установление системы оценки деятельности руководителей и региональных органов управления по реализации этих целей и ответственности за невыполнение;

¾  развитие и повышение действенности системы местного самоуправления и самообеспечения населения;

¾  повышение эффективности и открытости управленческого контроля и контроллинга;

¾  формирование эффективной организационной структуры системы жизнеобеспечения, имея в виду основные направления деятельности (безопасность, здоровье, среда обитания, занятость, стабильность и достаточность доходов, производство и обеспечение достаточного уровня потребления продуктов, товаров и услуг) и развитую социальную инфраструктуру (здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, бытовое и социальное обслуживание, образование и пр.).